Психолого-педагогические средства формирования защитных механизмов и стратегий совладающего поведения у подростков
Учитывая, что подростковый период в большинстве научных источников рассматривается как наиболее стрессогенный и конфликтный период в онтогенетическом развитии человека, были выделены определенные критерии, которые могут способствовать возникновению трудных ситуаций и на которые необходимо обращать особое внимание при выстраивании работы по психолого-педагогической поддержке совладающего поведения: анатомо-физиологические особенности; психические состояния подростков; особенности эмоционально-волевой сферы; мотивы деятельности и поведения; чувство взрослости (потребность в самостоятельности, самоутверждении); характерообразование подростка (девиации); темпераментальные особенности; личностная рефлексия. Учитываются и основные показатели возраста (социальная ситуация развития; ведущий тип деятельности; основные психические новообразования [35].
Исходя из того, что современное гуманистическое представление о человеке предполагает его рассмотрение как экзистенциального (независимого, самостоятельного, свободного) существа и основной характеристикой экзистенциального измерения является свободоспособность, главная цель выстраивания специальной деятельности по психолого-педагогической поддержке видится в постепенном переводе подростка из пассивной позиции «жертвы» и «потребителя» в активную – субъекта деятельности по разрешению проблем, к автономному существованию, самостоятельному, творческому строительству своей судьбы и отношений с миром. В этом заключена смысловая и деятельностная динамика психолого-педагогической поддержки.
Психолого-педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора с последующим самостоятельным, творческим решением своей проблемы. Психологическая и педагогическая значимость совладания заключается в том, чтобы помочь подростку эффективнее адаптироваться к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, погасить стрессовое действие ситуации, творчески переработать и стать активным творцом собственной истории жизни [35].
Таким образом, психолого-педагогическая поддержка, являясь одним из основных ресурсов образовательной среды, позволяет реализовывать потребность общества в построении такого образования, при котором ученики могут освоить и овладеть механизмами самотворения себя. То есть педагог-психолог призван поддержать подростков в их стремлении стать креативными авторами своей собственной жизни, используя ту ситуацию и те ресурсы, в которых они находятся в каждый момент своего бытия. При определенных условиях в психолого-педагогической деятельности эта талантливость непременно раскрывается. Более того, эта талантливость может способствовать самотворению себя и своей жизни.
Развитие конструктивных стратегий совладания возможно только на основе развивающих ресурсов образовательной среды. В качестве одного из них выступает психолого-педагогическая поддержка, призванная осуществлять поставленную задачу на основании развивающей, формирующей и воспитывающей стратегий.
Развивающая стратегия психологопедагогической поддержки призвана создавать условия, стимулирующие развитие конструктивного совладания подростков с трудными жизненными ситуациями. Формирующая стратегия психолого-педагогической поддержки должна оказывать помощь в формировании у подростков конструктивных социальных умений преодоления трудностей жизни. Воспитывающая стратегия – это направленное воздействие со стороны педагогов-психологов с целью воспитания готовности к жизнетворчеству.
Еще по теме:
Палитра эмоций в юношеском возрасте
Юность — возраст специфической эмоциональной сенситивности. В этот период интенсивно реализуются и расцветают при благоприятных условиях все те потенции эмоциональности человека, которые заложены в его натуре.
«Юношеская горячность», «юн ...
Факторы, способствующие и препятствующие внедрению нового
Вполне естественными препятствиями для распространения нового служат некоторые межгрупповые механизмы группового восприятия: стереотипизация, идентификация, децентрация, хорошо описанные В.С. Агеевым (Агеев, 1989).
Идентификация – процес ...
Теоретические аспекты исследования отношений психических
состояний и когнитивных процессов
Впервые в рамках общей психологии проблема взаимоотношений психических процессов и состояний сформулирована Н. Д. Левитовым в монографии "О психических состояниях человека". Изучение состояний, по мнению автора, способствует луч ...