Категория художественно-эстетического вкуса в научной мысли отечественных и зарубежных мыслителей
При этом эстетический вкус является формируемым явлением. Так, В.К. Скатерщиков определяет вкус как категорию относительную, то есть человек не может остановиться в развитии вкуса, поэтому формирование эстетического вкуса рассматриваем в образовательном процесс начальной школы, а затем в основной. Поэтому можно задать возможность преемствования и стимул к развитию эстетического вкуса.
Сам эстетический вкус, отмечает А.А. Скатерщиков, вначале - чувственное суждение (мне нравится), затем - рациональное (объясняет, что и почему именно нравится), а вершина - это целостность, способность получать наслаждение, пищу для интеллекта. "Все это вместе - то, к чему ведем ребенка, как к целостности восприятия произведения искусства". [Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе.- М.: Педагогика, 1974.-169с. ]
В.К. Скатерщиков пишет о том, что задача формирования высоких эстетических вкусов выступает как одна из важнейших задач воспитания личности в нашем обществе. Действительно, эстетические взгляды человека, его художественный вкус относится к числу наиболее сокровенных, составляющих внутренний мир личности.
В этом же мнении солидарна А.С. Молчанова, которая сделала попытку показать всю сложность явления эстетического вкуса - он был рассмотрен и с психологической, и с философско-познавательной, и с социологической, и с педагогической сторон. Однако остается открытой проблема формирования эстетического вкуса младших школьников в образовательном процессе. Поэтому важно создавать педагогические условия, обеспечивающие положительную динамику процесса формирования эстетического вкуса личности.
Таким образом, под художественно-эстетическим вкусом подразумевается способность человека эмоционально оценивать различные эстетические свойства, прежде всего, отличать красивое, прекрасное от безобразного. Эстетический вкус, являясь категорией прекрасного, отражает такие понятия как гармония, совершенство, трагичное и комичное.
Формирование эстетического вкуса напрямую соотносится с их духовным развитием человека и определяет степень развития эстетического сознания.
Еще по теме:
Гениальность
Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от ...
Отношения с окружающими
Изменяются с поступлением в школу и отношения ребенка с окружающими. Учитель обращается к нему, как правило, строже, чем воспитательница, в которой он видел «заместительницу» мамы. И дома к нему уже относятся по-другому: как к человеку, у ...
Открытие В. Тэнди
Однажды, Вик Тэнди, компьютерщик из университета Ковентри, работая в своей лаборатории, явственно почувствовал зловещий взгляд, который затем материализовался в нечто бесформенное, пепельно-серого цвета, прошмыгнувшее по комнате и вплотну ...