Категория художественно-эстетического вкуса в научной мысли отечественных и зарубежных мыслителей
Ш. Монтескье рассматривает вкус как разновидность ума и определяет его как способность чутко и быстро определять меру удовольствия. Вкус – мерило удовольствия.
Французский мыслитель Сартр Жан-Поль сравнивал эстетический вкус с совестью, так же как нравственная совесть не позволяет возобладать эгоистическому чувству, личному интересу, так и эстетический вкус позволяет человеку оставаться незаинтересованным в своем восприятии прекрасного.
Французский философ Ж.Ж. Руссо полагал, что чувство вкуса присуще всем людям, но развито у всех по-разному, что зависит и от личностных особенностей человека (его "чувствительности"), и от среды, в которой он живёт. Высокого развития вкус достигает в многолюдных обществах, где возможно многообразие сравнений, где преобладают неделовые интересы, но склонность к праздности, увеселениям, удовольствиям. Предметы, формирующие хороший вкус, прежде всего находятся в природе, но также в поэзии и искусстве. На них и происходит воспитание вкуса. Вкус – способность различать прекрасное и безобразное в природе и в искусстве. И сложность его понимания заключается прежде всего в объекте, на который он направлен, ибо прекрасное – не является объективным свойством вещи. "Прекрасное не есть качество, существующее в самих вещах: оно просто существует в разуме, который эти вещи созерцает. Разум каждого человека воспринимает прекрасное по-разному. Один может видеть безобразное даже в том, в чём другой чувствует прекрасное, и каждое вынужден держать своё мнение при себе и не навязывать его другим." [Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т./Под ред. Г. Н. Джибладзе; сост. А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1981. — 656 с.]
Вольтер в статье "Вкус" (1757), которая была написана им для "Энциклопедии" и затем вошла и в его знаменитый "Портативный философский словарь" (1764), отмечал, что вкус - это чутьё, дар различать свойства пищи, обозначающее чувствительность к прекрасному и уродливому в искусствах,. "…Художественный вкус столь же скор на разбор, предваряющий размышление, как язык и нёбо, столь же чувствен и падок на хорошее, столь же нетерпим к дурному…" [43, Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. Предисловия и рассуждения. М., 1974; с. 267-268]. Так, Вольтер в середине XVIII в. подвел определенный итог многочисленным дискуссиям своего времени о вкусе.
Э. Бёрк отметил, то в целом, то, что называют вкусом "в наиболее широко принятом значении слова, является не просто идеей, а состоит частично из восприятия первичных удовольствий, доставляемых воображением, и выводов, делаемых мыслительной способностью относительно различных взаимоотношений упомянутых удовольствий и относительно аффектов, нравов и поступков людей" [Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979. c 70].
Проблема вкуса широко рассматривалась немецкими эстетиками 18 века. Среди них особую значимость пробреди труды И.- И. Винкельмана и И.Г.Гердера.
Так, И.-И. Винкельман, автор "Истории искусства древности", считал, что вкус - это "способность чувствовать прекрасное". Он дарован всем разумным существам небом, "но в весьма различной степени". [Винкельман И.-И. Избр.произв. - М.;Л., 1935: репринт: "Ладомир". - М.,1996; с.207].
Другой философ, И.Г. Гердер утверждал, что эстетический вкус является врождённой способностью и присущ представителям всех народов и наций. Философ подчеркнул, что на вкус оказывают существенное воздействие национальные, исторические, климатические, личностные и иные особенности жизни людей. Именно поэтому вкусы людей очень различны, а иногда и противоположны. Однако, настаивает философ, существует и некое "глубинное ядро вкуса", общее для всего человечества, "идеал" вкуса, на основе которого человек может наслаждаться прекрасным у всех народов и наций любых исторических эпох. "Освободить это ядро в себе от узких вкусовых напластований (национальных, исторических, личных и т.п.) и означает воспитать в себе хороший, универсальный, абсолютный вкус" [История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. Т. 2. с.575].
Еще по теме:
Группы лиц, пополняющих
тоталитарные секты
Выделяют четыре основных группы лиц, чаще всего попадающих в секты.
В качестве первой группы выделяют тех, кто идет в секту из-за некоторых особенностей психологического развития. Действительно, большинство считает, что в секту в основно ...
Мотивационные свойства личности
Ранее уже отмечалось, что мотивами для деятельности личности выступают органические, материальные, социальные и духовные потребности. В современном мире активная деятельность человека протекает в социуме, где он в основном и находит им уд ...
Возможности устранения супружеских конфликтов
В благополучной семье всегда есть ощущение сегодняшней и завтрашней радости. Для того чтобы сохранить его, супругам необходимо оставлять плохое настроение и неприятности за порогом дома, а приходя домой, приносить с собой атмосферу припод ...