Темперамент и способности
Неслучайно психологи, занимающиеся проблемами темперамента, известны также и как исследователи способностей; таковы, например, Л. Тэрстон, Дж. Гилфорд, Б. М. Теплов. Оказывается, что темперамент и способности имеют много общего. Они относятся к тем особенностям, индивидуальные различия которых в значительной степени обусловлены наследственностью; для них характерна относительно высокая стабильность, хотя, по-видимому, воспитание оказывает гораздо большее влияние на формирование способностей, чем на темперамент.
Б. М. Теплов, так определил основные признаки способностей:
· способность есть индивидуальное свойство, которое различно проявляется у разных людей;
· способность есть свойство, связанное с успешным освоением, осуществлением деятельности;
· способности не тождественны знаниям, умениям, навыкам.
Способность - индивидуальное качество, связанное с готовностью к успешному освоению определенной деятельности. [52, 69; 29, 25]
Исследования, проводившиеся с целью ответить на вопрос, существует ли зависимость между уровнем интеллектуальных способностей и свойствами темперамента, в принципе дали отрицательный результат. Это означает, что индивиды с высоким уровнем интеллектуальных способностей могут обладать самыми различными комбинациями свойств темперамента и, напротив, имеющие один и тот же темперамент, обнаруживают различные показатели по тестам интеллектуальных способностей, что говорит о независимости этих характеристик. [49, 111]
Ряд исследователей рассматривает соотношение интеллектуальных и психодинамических особенностей в различных аспектах. Так Русалов В.М. считает, что общие способности (в том числе интеллектуальные) и психодинамические особенности имеют общие природные предпосылки. Они обладают общим динамическим компонентом – общей активностью. Автор выдвинул специальную (темпераментальную) теорию способностей. [46, 16]
Общие способности формируются в деятельности под влиянием задатков. Взаимодействие темперамента и общих способностей осуществляется через активность, которая имеет разное психологическое содержание на темпераментальном и интеллектуальном уровнях индивидуальности. [10, 167]
Некоторые ученые рассматривают психодинамические и интеллектуальные особенности в неразрывной связи. Так, Спирмен определяет темперамент как способность к пониманию отношений (абстрагированию). Хант определяет интеллект как скорость, с которой человек может воспроизводить информацию из долговременной памяти. Я. Стреляу делает вывод о том, что темперамент и способности обусловлены наследственностью. Он экспериментально подтвердил статистически достоверную связь такого показателя темперамента, как подвижность, с гибкостью и быстротой мышления.[49, 110] В исследованиях Голубевой Э. А. отмечено, что свойства нервной системы, являясь природной основой психодинамических особенностей, могут считаться и существенными индивидуально-типологическими предпосылками общих способностей. [8, 70] Лейтес Н. С. рассматривает в качестве компонента общих способностей активность и саморегуляцию. Активность и саморегуляция во взаимодействии образуют разные стороны первоосновы способностей. Свойства темперамента проявляются в:
- умственной выносливости;
- быстроте и устойчивости умственной работы;
- стиле занятий и отдыха;
- легкости пробуждения умственной активности;
- напряженности и длительности сохранения интеллектуальной активности.[27, 38]
Говоря о связи между темпераментом и умственными способностями, Я. Стреляу подчеркивает, что роль свойств темперамента сводится прежде всего к влиянию на динамику протекания интеллектуальных процессов. Эта динамика может проявляться в таких характеристиках умственной работы, как скорость актуализации информации, беглости интеллектуальных процессов, устойчивость и переключаемость внимания, прочность запоминания, умственная работоспособность и т. п. в общем, можно сказать, что свойства темперамента проявляются в индивидуальных различиях при выполнении усвоенных операций. [49, 112]
Есть мнение, что когда учебная деятельность соответствует психодинамическим особенностям личности, успешность интеллектуальной деятельности растет. Характер связи между мыслительными операциями и темпераментом на различных возрастных этапах неоднозначно влияет на: индивидуальный стиль умственной деятельности; выработку компенсаторных механизмов и маскировку темперамента; связь с такими процессами, как осознание своей интеллектуальной состоятельности, уникальности, ценности собственной личности.
Таким образом, оказывается, что темперамент и способности имеют много общего. Однако исследования, проводившиеся с целью ответить на вопрос, существует ли зависимость между уровнем интеллектуальных способностей и свойствами темперамента, в принципе дали отрицательный результат, что говорит о независимости этих характеристик. Но существует связь между темпераментом и умственными способностями, которая сводится к влиянию на динамику протекания интеллектуальных процессов. Однако нет в литературе данных о зависимости темперамента и уровня интеллекта. Также не дал результатов анализ мировой литературы за последние 15 лет в базе данных Medline, библиотеке Stanford (highwire. stanford. edu.), из этого следует, что информация по проблеме темперамента детей с нарушением интеллектуального развития отсутствует. А так, как темперамент является базовой характеристикой, причем воспитание и обучение должны строиться с учетом темпераментальных свойств, тем более у детей с нарушением интеллектуального развития. Поэтому работа, которую мы представляем, считается достаточно актуальной, как с практической, так и с теоретической точки зрения.
Еще по теме:
Методы психологического обеспечения
Исходя из анализа теоретических и практических работ в области психологии спорта психологическое обеспечение подготовки спортсменов определяется как систему мероприятий, направленных на мобилизацию резервов психики спортсменов, обеспечива ...
Психофизический параллелизм Г.В. Лейбница
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) родился в Лейпциге, в семье профессора философии Лейпцигского университета. Образование он получил в Лейпцигском и Йенском университетах, где занимался изучением логики, философии, юриспруденции и мат ...
Приемы
изменения психики "обращенного"
Во многих странах основой для классификации сект является не само конкретное вероучение, а способы воздействия на человека. Среди основных целей тоталитарной секты - организация такой ситуации, в которой неэффективны выработанные ранее за ...