Онтогенез темперамента и роль воспитания
S.G. McClowry считает, что темперамент влияет на развитие детей в течение их школьного возраста.[63] Более того, A. Caspi and P.A. Silva, а также A Caspi, H Harrington et al. утверждают, что возрастные особенности детского темперамента определяют черты индивидуальности и во взрослой жизни. Они провели длительное исследование от рождения до 26 лет, и обнаружили, что, став взрослыми, плохо контролируемые дети показывали высокие значения импульсивности, поиска опасности, агрессии, и межличностного отчуждения; заторможенные дети демонстрировали низкие значения импульсивности, поиска опасности, агрессии, и социальной потенции; уверенные дети имели высокую импульсивность. Сохраненные дети показывали низкую социальную потенцию, а хорошо регулируемые дети продолжали показывать нормативные показатели поведения. Эти данные свидетельствуют о том, что рано проявляющиеся детские поведенческие стили могут предсказать характер поведения взрослых, и указывают на основы человеческой индивидуальности в ранние годы жизни. С этим согласны и Zimmermann LK and K Stansbury.[63, 160; 58, 490; 59, 41; 68, 495 ]
Вместе с тем, по мнению KS Mathiesen and K Tambs
, факторная структура темперамента не изменяется существенно с возрастом детей, а Boer F and PM Westenberg считают, что такие черты темперамента, как эмоциональность, деятельность, и застенчивость независимы от возраста…[62, 443; 57, 540]
Ю. И. Савченков анализируя возрастную динамику изучаемых показателей черт темперамента по Томасу, выделяет, по крайней мере, четыре типа такой динамики.
Первый тип проявляется в прогрессирующем увеличении степени проявления той или иной черты темперамента с возрастом. К таким чертам относятся, настойчивость, ритм сна, еды и привычек, активность во сне.
Второй тип изменений черт темперамента характеризуется увеличением показателя в зрелом возрасте (25-45 лет) и снижением до исходных цифр, или даже меньше, у более старших лиц. Подобным образом по мере взросления человека изменяются общая активность и интенсивность, т.е. такие черты темперамента, которые характеризуют силовую, энергетическую составляющую деятельности.
Третий тип возрастной динамики показателей черт темперамента характеризуется прогрессирующим снижением соответствующей величины. Так, с возрастом и у человека падают значения гибкости, приближения и настроения.
Наконец, можно выделить и такие черты темперамента, показатели которых возрастают у пожилых людей. Так, такая черта темперамента, как отвлекаемость, после 45 лет жизни начинает резко увеличиваться, что не позволяет пожилым людям надолго сосредоточиться на какой-то одной деятельности. Таким образом, проведенные исследования у лиц разного возраста, позволяют сделать вывод о том, что по мере старения человека степень проявления фиксируемых этим опросником черт темперамента закономерно меняется. Причиной таких изменений следует считать, по всей вероятности, те морфофункциональные перестройки в нервной системе, которые сопровождают старение.H.H. Goldsmith, L. F. Rieser-Danner отмечают, что развитие темперамента происходит по двум направлениям: вслед за биологическим возрастным развитием и как результат сменяющих друг друга социально-организованных типов деятельности (игра, учёба, труд .). Кроме того, темперамент в любом возрасте является результатом взаимодействия между психобиологическими особенностями индивида и окружающей его среды, т. е. индивид в процессе развития активно формирует окружающую его среду в соответствии с особенностями своего темперамента .[60, 223]
Еще по теме:
Понятие: эмоция, чувство, их виды. Эмоциональные состояния
Эмоция. Формы переживания человеком своего отношения к различным объектам, как удовольствие , радость, горе, любовь, называются чувствами ,или эмоциями. Также эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает ...
Мотивационные свойства личности успешного дистрибьютора
Специфика деятельности дистрибьютора сетевой компании, в первую очередь, состоит в умении правильно и быстро реагировать на малейшее изменение ситуации. К каждому клиенту необходимо найти свой, индивидуальный подход. По сути, дистрибьютор ...
Анализ результатов и рекомендации
С помощью методики Кеттелла мы выявили личностные особенности студентов медицинского колледжа. Результаты исследования отображены в таблице 2.2.1.
В результате проведенного исследования мы определили уровень развития следующих личностных ...