Модель Люсина
Отталкиваясь от существующих концепций, Д.В. Люсин предложил свою модель ЭИ. Ранее им уже давалось определение ЭИ как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Для уточнения этого определения следует раскрыть, что имеется в виду под способностью к пониманию и управлению эмоциями.
Способность к пониманию эмоций означает, что человек
· может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
· может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
· понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.
Способность к управлению эмоциями означает, что человек:
· может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
· может контролировать внешнее выражение эмоций;
· может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, можно говорить о внутриличностном и межличностном ЭИ (ВЭИ и МЭИ, соответственно). Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако должны быть связаны друг с другом.
С точки зрения Люсина, представляется неправильным трактовать ЭИ как чисто когнитивную способность по аналогии с пространственным или вербальным интеллектом. Разумно предположить, что способность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т.е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям. Поэтому ЭИ можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой стороны – с личностными характеристиками. ЭИ – это психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности. Можно указать на три группы таких факторов (рисунок 1).
Рис. 1. Факторы, влияющие на эмоциональный интеллект
| ||||||||||||||||
|
|
|
Еще по теме:
Анализ характера реагирования в стрессовой ситуации с использованием
методики «Человек под дождем»
Методика «Человек под дождем» ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных ...
Характеристика особенностей личности тренера,
влияющих на результативность спортсмена
В конце 60-х годов в Англии была предпринята попытка изучить личность идеального тренера. С помощью 16 PF теста испытуемым предлагалась построить профиль личности тренера, который обладал бы самыми желательными для них личностными чертами ...
Мотив как сложное интегральное психологическое образование
Б.Ф.Ломов отмечает, что в исследовании психических явлений попытка искать одну - единственную детерминанту того или иного явления – это тупиковый путь
[29, с.353]. Любое явление определяется системой детерминант. Монистические подходы к р ...