Понятие о личности в психологии. Проблема развития личности ребенка–дошкольника
Личность
– человек, который в процессе социализации усваивает систему норм и ценностей, правил существующих в обществе. Индивид (низший)
- принадлежность человека к человеческому роду. Индивидом человек рождается. Субъект
– человек, включенный в определенный вид деятельности. Индивидуальность
– наивысший уровень развития человека, выработавшего индивидуальные черты, которые отличают одного человека то другого. Классификация теорий личности
:1. Гиппократа
– гуморальная (кровь – сангвиник, желтая желчь - холерик, чер. желчь – меланхолик, флегма (лимфа) – флегматик); 2. Э. Кречмер, У. Шелдон
– конституциональная (телосложение); 3. В. Шелдон
– его типология конституциональная, но он сравнивал телосложение в период внутриутробного развития. 4. Леонгард– 10 концепций. 5. Личко
– 11-концепций. Структура личности
: 1. Темперамент– индивид-е типолог-е особен-ти личности, в основе лежит ВНД. 2. Характер– усчтойч. кач-ва лич-ти котор. Формир-ся прижизненно, в процессе взаимодействия с социумом. 3. Способности
– устойч-е индивид-е кач-ва лич-ти,котор.определ. успешность человека в том или ином виде деятел –ти. 4. Мотивационно – потребностная
сфера личности. 5. Направленность личности
.
Мотивационно–потребностные сферы бывают: биологические, материальные, духовные, в общении.
Развитие личности ребенка раннего и д\в происходит за счет процесса самосознания.
Самосознание
– это сложное психическое явление, которое трактуется разными психологами по–разному. Однако ссумировав условно ряд исследов. можно выделить такие единицы самосознания: самочувствие, самопознание, самооценка, самокритичность, самоконтроль, саморегуляции.
Структура самосознания по В. Мухиной
: 1
. представление о собственном теле и собственном «Я», котор. фиксир-я в имени реб-ка. 2.
притязание на признание. 3
. полоролевая идентификация. 4.
психологическое бремя личности т.е. представление о себе в определенном времени и пространстве.
Возникновение и развитие самосозн. ребенка на протяжении первых 7-ми лет жизни неразрывно связаны с развитием межличностных отношений с другими.
Возраст, динамика структур. компонент. по Е. Смирновой
:
- 1ое полугодие жизни
: начинает чувствовать уверенность в себе, в своей уникальности и нужности для другого. В результате общения с матерью.
- 2ое полугодие
жизни: появляется образ своего физического «Я» (узнавание себя в зеркале).
- в раннем возрасте
– отношения со сверстниками, переживание своего сходства с другим ребенком, реб-к узнает себя в другом, что дает ему ощущение своей общности и сопричастности с другими.
- в середине дошкольного возраста
происходит перелом в отношении реб-ка не только к сверстнику, но и к себе. Его суть заключается в оформлении периферических структур и объективных составляющих образа «Я». Дошкольник начинает относиться к себе через другого реб-ка, постоянно сравнивая себя с другим, появляется оценка себя глазами другого ребенка.
Еще по теме:
Профильное обучение старшеклассников
Суть концепции "профильного обучения" заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Министерство образования и науки РФ утвер ...
Личностная рефлексия
Личностный аспект рефлексии ориентирует понимание рефлексии как процесса переосмысления, как механизма «не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «я» его различных подструктур (типа «я» - физическое тело», «я» - ...
Детская одаренность
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, ос ...