Теории игры

Материалы » Игра как средство развития творческих способностей человека » Теории игры

Страница 5

В советской психологии игра исследуется с 30-х годов, причем психологи пытались понять детскую игру, основываясь на «особенностях взаимоотношения индивида со средой»[18]. М.Я.Басов, анализируя объективные условия существования ребенка, указывает, что для них характерно отсутствие у ребенка обязанностей, так как его существование обеспечивается родителями. Это приводит к свободе во взаимоотношении со средой. Свобода эта и определяет главную особенность игры.

П.П. Блонский, считая игру «основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни»[19], вместе с тем считал, что термином «игра» объединяются самые разные виды деятельности:

1) мнимые игры,

2) строительные игры,

3) подражательные игры,

4) драматизация,

5) подвижные,

6) интеллектуальные.

Проблему создания теории детской игры впервые поставил в нашей психологии Л.С.Выготский. «Игра есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов»[20]. Игра создает зону ближайшего развития ребенка. В качестве центрального момента игры Выготский выделяет мнимую ситуацию. Эта мнимость и определяет сознание играющего ребенка.

В последние годы проводят исследования игры, связанные с ее педагогическим использованием. Сама игра понимается как «организуемая взрослым форма подготовки ребенка к будущей жизни в человеческом обществе»[21]. В исследовании С.Н.Карповой и Л.Г.Лысюк рассматривается влияние игры на нравственное развитие ребенка. Игра, с точки зрения авторов, существенна для нравственного развития потому, что в игре обеспечивается развитие необходимых предпосылок для становления нравственной регуляции поведения, и, потому, что в игре ребенок усваивает нравственные отношения, существующие в обществе.

С точки зрения Карповой и Лысюк подлинное присвоение нравственных отношений в сюжетно - ролевых отношениях невозможно.

Чтобы нравственное содержание действительно стало руководством в поведении ребенка, оно должно быть включено в выполнение реальных задач, в решении которых ребенок будет действовать от своего имени, а не с позиции, которую он выполняет в игре. В связи с этим авторы формируют гипотезу о различном влиянии двух планов игры на нравственное развитие дошкольника: «Сюжетно - ролевые отношения преимущественно определяют развитие у дошкольника умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами. Отношения по поводу игры преимущественно способствуют присвоению детьми нравственных отношений и формированию у них соответствующих мотивов». Освоение исследований, связанных с понятием игры, дает возможность сформулировать ряд характеризующих ее положений. Они таковы:

- игра выступает как самоценная и самостоятельная деятельность, в которой важен сам процесс, а не результат;

- игра является свободной деятельностью, которая не детерминирована настоятельными практическими потребностями и не может быть механически навязана извне чужой волей;

- игра — это удвоение реальности, создание «параллельного мира», взаимоналожение настоящей и воображаемой действительности;

- игра выступает в качестве активной формы моделирования реальных жизненных ситуаций, но, поскольку игровой мир виртуален, эти ситуации легко варьируются в игре, в том числе, могут быть разыграны при фантастическом изменении основных параметров реальности.

Мы увидели многообразие концепций детской игры, множество ученых занимались решением этой проблемы, но однозначного ответа, как это бывает в науке – нет.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Еще по теме:

Категория художественно-эстетического вкуса в научной мысли отечественных и зарубежных мыслителей
В I тысячелетии до нашей эры в Древнем Китае, Индии, Греции философы обратили внимание на то, что в процессе чувствительного восприятия многих явлений действительности у людей возникает непосредственно-эмоциональное отношение к ним. Оно в ...

Личностные особенности подросткового возраста, имеющие значение в формирование делинквентного поведения
По мнению L. Michaux (1964), до 70 % делинквентных подростков обнаруживает изначальные нарушения характера. А. А. Вдовиченко (1976) среди делинквентных подростков в 66 % установил различные типы акцентуаций характера. Н. И. Озерецкий (193 ...

Проблема выбора в условиях кризиса
Каким человеком и в какое общество возвращается человек из зоны боевых действий? Каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос. Первая мировая война ознаменовала собой эпоху революций и коренной ломки мирового сообщества, после Второй мир ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru