Теории игры
Ближе всего к пониманию возникновения игры подошел В.Вундт. Однако и он склонен считать источником игры наслаждение. «Игра - это дитя труда, - писал он. - Нет ни одной игры, которая не имела бы себе прототипа в одной из форм серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени и по самому существу. Необходимость существования вынуждает человека к труду. А в нем он постепенно научается ценить деятельность своих сил как источник наслаждения. Игра, - продолжает Вундт, - устраняет при этом полезную цель труда и, следовательно, делает целью этот самый приятный результат, сопровождающий труд»[11].
Если Г.Спенсер, рассматривая игру, включал и игру человека- в биологический; аспект, то Вундт включает ее в аспект социально-исторический. Игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть - ее задачи и нормы отношений между людьми. Игра многомерна, в ней органично сочетаются и уживаются ценностное, эмоционально-волевое, интеллектуальное и действенное «измерения», реализуемые через игровую деятельность, игровое сознание и игровые отношения.
Далее мы рассмотрим концепцию игры В.Штерна. Определяя игру, Штерн пишет: «Свободная, являющаяся самоцелью деятельность - так нужно определить ее, если мы желаем охарактеризовать существующее при; игре состояние сознания. Деятельность эта является самоцелью, то есть вполне довольствуется самой собой, не направлена на какие-либо цели, лежащие вне ее. Цель игры в сознании играющего достигнута и исчерпана, когда игра окончена»[12]. Специфику игры Штерн видит в отсутствии внешней цели игры и в специфическом отношении к действительности; фантазии, которая представляет собой в плане отношений к действительности промежуточные формы между полным смешением субъективной и объективной реальностей и полным сознанием видимости, иллюзии.
С точки зрения концепции гештальта К.Коффка развивает свое представление об игре. Игре он отводит чрезвычайно большое место в детской картине мира, «мире ребенка». «Даже тогда, когда ребенок не играет, его отношение к миру все же отличается игровым характером»[13]. Мир ребенка, согласно Коффке, сходен с миром „примитивного человека" неразличением живого и неживого, мистическим характером восприятия. Иллюзия присуща ребенку при обращении с какой-нибудь вещью до тех пор, пока она находится в его детском мире. Если он сталкивается с этой вещью в мире взрослых, он обращается с ней совершенно иначе - для него это уже
другая вещь. Структура мира взрослых все больше расширяется, и постепенно то, что было для ребенка полноправным миром, становится только игрой. Коффка анализирует игру как проявление особого, качественно своеобразного мира ребенка, а не с точки зрения усвоения норм взрослого мира, подготовки к взрослой жизни и тому подобное — делает, следовательно, предметом рассмотрения мир играющего ребенка как самостоятельное явление.
Согласно Ж. Пиаже игра есть форма творчества, но творчества с определенной целью. Игра служит для восстановления равновесия объекта со средой, она своего рода самоорганизующийся динамический механизм, позволяющий субъекту приспосабливаться к изменяющимся условиям существования. При этом в игре происходит опережающее отражение. В условном мире игры человек учится ориентироваться и преодолевать трудности, уготованные ему в мире действительности. «Игра - своего рода подготовка к возможным формам поведения на заданном уровне, не предполагающая их немедленного практического использования». В концепции Пиаже речь идет о стратегическом значении игры. Исходя из того, что интеллект формируется на основе начальных навыков, Пиаже считает, что по аналогии можно проследить эволюцию игры, начиная с простейших форм, вплоть до творческих игр, которые в конечном счете, формируются в искусстве, науке, т.е. проследить путь развития творчества. Согласно Пиаже игра проявляется на каждой последующей стадии развития человека, при этом новые формы вбирают предыдущие:
Еще по теме:
Семейная ситуация развития девиантных подростков
Семья - это первый социальный институт в жизни ребенка. Для подростков семья должна осуществлять следующие функции:
1. источник эмоциональной поддержки;
2. носитель властных полномочий и "распорядитель" жизненных благ;
3. при ...
Влияние
личностных и социально-психологических факторов на выбор копинг-стратегии в
трудных жизненных ситуациях
Травмирующие события в жизни людей неожиданны, и на эту внезапность человек реагирует сначала на сенсорном уровне – состоянием оцепенения, которое быстро сменяется особой активностью личности, получившей в психологии название «когнитивное ...
Инициатива, инициативность. Творческая инициатива и её уровни
Формирование гармонично развитой личности, воспитание ее социальной направленности представляет собой важную задачу детской психологии и дошкольной педагогики. Развитие самостоятельности, как одного из критериев инициативы, исследовали Г. ...