Ведущие потребности старшего дошкольника в работах В.С.Мухиной
Общение обеспечивает «упражнение» [3, с. 162] детей в положительных поступках. Это чрезвычайно необходимо для того, чтобы ребенок мог не только их знать, но и уметь руководствоваться ими.
Сильное влияние на развитие общения ребенка дошкольного возраста определяется влиянием «детского общества», в котором складывается, как называет Мухина В.С., «общественное мнение» [3, с. 162].
В 4-5 лет дети уже могут прислушиваться к мнению сверстников и подчиняться мнению большинства, даже если оно противоречит их собственному. Такое подчинение Валерия Сергеевна Мухина называет комфортностью.
Однако в 6 лет эта комфортность значительно падает. Комфортность для дошкольников - это переходный этап в овладении умением согласовывать свое мнение. У некоторых детей овладение этим умением может перерасти в отрицательные свойства личности.
Дети дают оценки своим сверстникам, опираясь на оценки воспитателя. Положительно оцениваются дети, которые делятся игрушками, защищают слабых и так далее.
Каждый ребенок занимает свое положение внутри «детского общества» [ 3 ]. Обычно лидируют несколько детей, они пользуются наибольшей популярностью: с ними многие хотят дружить, им подражают, выполняют их просьбы и так далее. Так же есть дети, которые и вовсе не популярны среди своих сверстников. С такими детьми мало общаются, не принимают в игры, им не хотят давать игрушки. Остальные дети находятся как бы посередине этих двух «крайностей». Степень популярности ребенка зависит от его знаний, умственного развития, особого поведения, способности к коммуникабельности, их открытости, внешности, силы, выносливости и так далее.
Таким образом, положение ребенка в группе показывает, насколько он принят сверстниками. За весь период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами.
Еще по теме:
Теоретические модели ПТСР
В результате многолетних исследований разработаны несколько теоретических моделей, среди которых можно выделить: психодинамический, когнитивный, психосоциальный и психобиологический подходы и разработанную в последние годы мультифакторную ...
Взаимосвязь способностей и возраста
Безусловно, способности развиваются на протяжении всей жизни, потому что они тесно связаны с развитием личности человека, которая не устает совершенствоваться. Однако большей частью способности раскрываются и развиваются в детстве [21, с. ...
Личностная рефлексия
Личностный аспект рефлексии ориентирует понимание рефлексии как процесса переосмысления, как механизма «не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «я» его различных подструктур (типа «я» - физическое тело», «я» - ...