Ведущие потребности старшего дошкольника в работах В.С.Мухиной
Особое место занимает любовь ребенка к матери. Так как, удовлетворение всех его потребностей происходит через мать. В дошкольном возрасте он обнаруживает потребность в привязанности и признании взрослых.
Мотив установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми является одним их важнейших и определяющих дальнейшее социальное развитие ребенка. Взаимоотношения ребенка с взрослым в большей степени зависят от содержания общения с позиции взрослого.
При условии положительного эмоционального отношения взрослого, ребенок относится к нему с доверием, старается успешнее выполнять свою работу, соблюдать все правила поведения.
Невнимание же, отчуждение, раздражительность взрослого приводят к тому, что ребенок пытается избежать негативных эмоций и замыкается в себе. Это отчуждение взрослого нередко может привести к развитию некоторых отрицательных качеств – замкнутость, лживость, лесть, агрессивность и тому подобное.
В общении с ребенком взрослый должен точно подбирать форму эмоционального отношения. Негатив и позитив для ребенка должны быть особой техникой общения, «где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный проступок» [3, 161 с.].
Мухина В.С. отмечает, что в процессе развития детей обнаруживаются индивидуально-психологические качества (интересы, черты характера). Есть дети любознательные, активные, есть пассивные ничем особо не интересующиеся. Раздражительный и капризный ребенок резко отличается от «открытого», спокойного и доброжелательного.
Элементы общения возникают достаточно рано, когда дети еще играют сами по себе. Интерес к игре сверстника приводит к попыткам установления определенных взаимоотношений. Первые формы общения проявляются в желании ребенка приблизиться к другому ребенку, уступить часть места, играть рядом. С развитием игровых умений и усложнения игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. «В совместно игре дети учатся языку общения, учатся согласовывать свои действия с действиями другого, учатся взаимопониманию и взаимопомощи» [ 3 ].
Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него игровая ситуация, не запоминает условий игры, то он изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками
К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. По мере развития ответственности у ребенка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом как хорошее или плохое, если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы. Ребенок 6 - 7лет способен понимать нравственный смысл ответственности. В игре и в обыденной жизни, в отношениях со знакомыми взрослыми и сверстниками ребенок получает достаточный опыт ответственного поведения. В зависимости от развитости чувства ответственности до школы он будет относиться к своим новым обязанностям в школе. Общение с взрослыми и сверстниками дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребенок в определенных жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить свое поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важными моментами в нравственном развитии ребенка становятся знание норм общения и понимание их ценности и необходимости. Если ребенок до школы имеет развитое чувство ответственности за самого себя, за свое поведение, то с этим чувством ответственности он придет и в свой класс.
Мухина В.С. выделяет два вида взаимоотношений в игре – игровые и реальные.
Игровые отношения сводятся к исполнению роли, выбранной ребенком, отношению к детям в соответствии с сюжетом игры.
Очень важную роль для дошкольника играет влияние общения со сверстниками. Интерес и симпатия к другим детям переходит в потребность общения с ними.
Эта потребность развивается на основе совместной игровой деятельности, при выполнении общего задания и так далее.
Мухина В.С. указывает, что в условиях общественного воспитания дошкольников, когда ребенок находится среди других детей, вступая во взаимоотношения с ними, образуется, так называемое, «детское общество» [ 3 ]. В этих условиях ребенок-дошкольник приобретает первые навыки поведения в коллективе, установления взаимоотношений с другими людьми.
Именно в условиях общения со сверстниками ребенок может применять усваиваемые им правила и нормы поведения по отношению к другим, к различным ситуациям. В совместной деятельности детей возникают ситуации, направляющие детей считаться с мнением коллектива, согласовывать свои действия с другими для достижения общей цели. В этих случаях дети не всегда находят нужные способы поведения. Между ними часто возникают конфликты, так как каждый пытается отстоять свои права, при этом, не считаясь с правами сверстников. Здесь воспитатель играет важную роль, - вмешиваясь в такие конфликты, он учит детей осознанному выполнению норм поведения.
Еще по теме:
Методы защиты от стресса
Незначительные стрессы – это неизбежное, но вполне безвредное явление. Только чрезмерно частые, либо слишком сильные стрессы могут сильно истощить адаптационную систему организма, что в свою очередь вполне может стать причиной психосомати ...
Проблема сознания в контексте деятельностного подхода
В оппозицию выделенным подходам А.Н. Леонтьев предлагает деятельностный подход к проблеме сознания, где сознание представляет собой качественно особую форму психики, возникающую у человека «в процессе становления труда и общественных отно ...
Межличностные отношения в старшем подростковом возрасте
А.Газел, американский психолог писал:
13 лет – подросток. Обращенность внутрь (интровертность), самокритичность, чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе.
14 лет – подросток. Экстраверсия, энергичен ...