Содержание и структура профессиональной педагогической деятельности
Вторую группу педагогических умений составляют: умение работать с содержанием учебного материала; способность к педагогической интерпретации разнообразной информации; формирование у школьников общеучебных и социальных умений навыков; демонстрация межпредметных связей; умение изучать у учащихся состояние отдельных психологических функций, определять реальные учебные возможности школьников, умение исходить из мотивации самих учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, умение отбирать и применять сочетание приёмов и форм обучения и воспитания, учитывать затрату сил и времени учащихся и учителя.
Третья группа педагогических умений: умение использовать психолого – педагогические знания и осведомлённость в современном состоянии психологии и педагогики; умение соотносить затруднения учащихся с недочётами в своей работе; умение строить планы развития своей педагогической деятельности.
Четвёртая группа умений – это приёмы постановки широкого спектра коммуникативных задач, из которых самыми главными являются создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнёра по общению.
Пятая группа умений включает в себя приёмы, способствующие достижению высоких уровней общения. К таким приёмам относятся: умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика, умение встать на точку зрения ученика, умение создать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку; умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации
[31].
Шестая группа умений – это прежде всего умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии; умение реализовать и развить свои педагогические способности; умение управлять своими эмоциональными состояниями, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер.
Седьмая группа умений состоит из способностей осозновать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля, умения укреплять свои сильные стороны.
Восьмая группа умений включает умение определять знания учащихся в начале и в конце учебного года; умение определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце года; умение выявить отдельные показатели обучаемости.
Девятая группа умений – это оценка учителем степени воспитанности школьника и его воспитуемости как таковой; умение по поведению распознавать насколько согласованны нравственные нормы и убеждения школьников; умения учителя увидеть личность ученика в целом – во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает; умение создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт личности отдельных учеников
[31].
Десятая группа умений – это интегральные умения учителя оценить свой труд в целом: умение увидеть причинно – следственные зависимости между его задачами, целями, способами, средствами, условиями, результатами; умение учителя перейти от оценки отдельных педагогических умений к оценке своей результативности и профессионализма.
В педагогической психологии проблема изучения труда учителя как целостной системы – одна из важнейших научно – практических проблем.
В педагогической психологии проблема изучения труда учителя как целостной системы – одна из важнейших научно практических проблем. Идеи целостности, единства, системной организации труда учителя позволили представить труд учителя – эту сложнейшую психическую реальность – в виде многомерного пространства, состоящего из трёх взаимосвязанных пространств: личности учителя, педагогической деятельности и педагогического общения при превалирующей роли личности. Эти три пространства объединены единой глобальной задачей развития личности учащихся.
Еще по теме:
Методика предотвращения конфликтов в молодой семье
На основании предыдущих глав и результатов исследования можно сконструировать методику предотвращения конфликтов в молодой семье. Если конфликты все же возникают, то необходимо избегать деструктивных ссор и ссориться конструктивно.
Надо: ...
Понятие умственная отсталость
Под умственной отсталостью отечественные специалисты понимают стойкое нарушение психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и в перву ...
Предрасположенность к ПТСР
Помимо тяжести стрессорного фактора важную роль играет уязвимость индивидуума к ПТСР, о которой свидетельствуют не только особенности преморбида (незрелость, астенические черты, гиперсенситивность, зависимость, склонность к чрезмерному ко ...