Способы освоения и выполнения деятельности
Любая деятельность в целом и ее компоненты в отдельности могут выполняться различными способами. Так, 22 х 14 = 20x14+2x14= 22 х 10 + 22 х 4 = 22 х 10 + 22x5-22 = 308
Способы выполнения, контроль и окулирование действий, которыми пользуется человек в процессе деятельности иначе называются приемами этой деятельности. Овладение этими приемами (способами) деятельности происходит в процессе практики. Владение одним человеком всеми приемами хотя идеально, весьма желательно, но практически невозможно. Поэтому человек отбирает и осваивает наиболее оптимальные приемы, т.е. те, которые дают наилучший результат при наименьших затратах времени, средств, движений и т.д. Самая актуальная информация Примоболан купить у нас в интернет-магазине Steroid-shop.in.ua.
К таким приемам относятся навыки, умения, привычки.
Навык
- это автоматизированный способ исполнения, контроля и регуляции действий человека.
Навык характеризуется следующими особенностями:
1.Наблюдается экономичность всех двигательных сторон при освоении действия: состава движений (он упрощается), последовательности движений (непрерывность), сочетания движений (одновременность), их скорости (увеличение);
2.Появляется возможность точного и быстрого непосредственного качественного контроля результатов действия и условий его выполнения; зрительный контроль при выполнении движений заменяется мускульным (печатание вслепую на машинке, принтере), появляется способность быстро различать и выделять ориентиры, важные для контроля результатов действия (шумы двигателя).
3.Изменяются приемы центрального регулирования действий: внимание освобождается от выполнения способов действия и переносится главным образом на обстановку и результаты действий (переключение передач шофером), происходит предварение сознанием целой цепи или серии приемов, т.е. антиципатия (выбор летчиком способа посадки самолета, а сама посадка происходит без предварительного планирования).
С
физиологической стороны навык означает образование в коре больших полушарий и функционирование устойчивой системы временных нервных связей, называемых динамическим стереотипом.
Основными условиями формирования навыка являются:
- создание мотивации, проявление активного интереса у обучаемого;
- объяснение целей, характера упражнений;
- организация и проведение тренировок;
- знание результатов каждого упражнения;
- постановка задач по улучшению результатов;
- правильное распределение упражнений во времени;
-дозировка требований (не предъявлять слишком высоких требований).
Важнейшим условием формирования навыка является упражнение, т.е. целенаправленное и систематическое повторение, приводящее не только к закреплению, но и к совершенствованию действий путем усвоения все более и более эффективных приемов. В формировании навыка выделяются 4 этапа: ознакомительный, аналитический, синтетический, этап автоматизации.
Ознакомительный этап характеризуется осмысливанием необходимых знаний, созданием в уме результата и способа действий.
Аналитический этап характеризуется сознательным, но недостаточно им выполнением действия. Допускается много лишних движений, состояния человека напряженное, скованное, внимание целиком направлено на действие, уровень контроля низкий, однако результаты от тренировки к тренировке значительно
улучшаются. Особенностью синтетического этапа являются сочетание и объединение элементов действия, совмещение частных операций, замещение отдельных действий более сложными, устранение лишних движений, улучшение контроля. Этап автоматизации отличается гибкостью в использовании действий в зависимости от конкретной ситуации, при этом действия выполняются быстро, адекватно, контроль происходит на уровне сенсорных и интеллектуальных синтезов.
Различают: двигательные навыки (устная и письменная речь, передвижение и др.), навыки мыслительной деятельности (чтение чертежей, распределение и переключение внимания и др.), сенсорные навыки (прием на слух азбуки Морзе, чувствительность дегустатора и т.д.), навыки поведения (тихо разговаривать в троллейбусе, отвечать на приветствие и др.).
Для длительного сохранения навыка им надо систематически пользоваться. В противном случае возникают так называемая деавтоматизация навыка, т.е. его частичное и даже полное разрушение.
Еще по теме:
Психические состояния матерей, воспитывающие детей с отклонением в
развитии.
F. Ferber провел клиническое исследование психического состояния матерей, имеющих детей с отклонениями. Было выделено две основные группы.
Матери первой группы отличались подвижностью, активностью, истероидными особенностями поведения. И ...
Мотивация педагогической деятельности
Человек, выбирая профессию, как бы «проецирует» свою мотивационную структуру на структуру, факторов, связанных с профессиональной деятельностью, через которые возможно удовлетворение потребностей. Чем богаче потребности человека, тем боле ...
Проблема становления межличностных отношений в детском коллективе.
Особенности социометрической структуры группы детского сада
Социальные контакты
между детьми уже возможны уже на 1ом году жизни. Этой проблемой занималась Царегородцева. Основными контактами являются познав-е и эмоц-е. Познав-е контакты – дети стараются рассмотреть лицо, руки, пощупать одежду. Ча ...