Особенности мыслительного процесса, формы и виды мышления. Становление мыслительной деятельности в период дошкольного детства
. “Реализм” бывает двух типов: интеллектуальный и моральный. Например, ребенок уверен, что ветви дерева делают ветер. Это реализм интеллектуальный. Моральный реализм выражается в том, что ребенок не учитывает в оценке поступка внутреннее намерение, судит о поступке только по внешнему эффекту, по материально результату. Детские представления развиваются от реализма к объективности, проходя ряд этапов: партиципации (сопричастия), анимизма (всеобщего одушевления),
артификализма (понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека
), на которых эгоцентрические отношения между “Я” и миром постепенно редуцируются. Шаг за шагом в процессе развития ребенок начинает занимать позицию, позволяющую ему отличить то, что исходит от субъекта видеть отражение внешней реальности в субъективных представлениях. Пиаже считает, что параллельно эволюции детских представлений о мире, направленной от реализма к объективности, идет развитие детских идей от реализма к взаимности. Взаимность появляется тогда, когда ребенок открывает точки зрения других людей, когда он приписывает им то же значение, что и своей собственной, когда между этими точками зрения устанавливается соответствие. В экспериментальных исследованиях Пиаже показал, что на ранних стадиях интеллектуального развития объекты представляются для ребенка тяжелыми или легкими, согласно непосредственному восприятию. Большие вещи ребенок считает всегда тяжелыми, маленькие - всегда легкими. Для ребенка эти и многие другие представления абсолютны, пока непосредственное восприятие кажется единственно возможным. Отсутствие понимания принципа сохранения количества вещества при изменении формы предмета еще раз подтверждает, что ребенок сначала может рассуждать лишь на основе “абсолютных” представлений. Мысль ребенка развивается еще и третьем направлении – от реализма к релятивизму (связь с другими событиями). Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична потому, что ребенок говорит лишь « со своей точки зрения». Для него любой встречный собеседник. Ребенку важна лишь видимость интереса, хотя у него, вероятно есть иллюзия, что его слышат и понимают. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что – либо. Феномены,открытые Пиаже, не исчерпывают всего содержания детского мышления. Значение экспериментальных фактов состоит в том, что благодаря ним открывается остававшиеся долгое время малоизвестным и непризнанным важнейшее психологическое явление – умственная позиция ребенка, определяющая его отношение к действительности. Гальперин, Эльконин,
Запорожец, Подъяков
в качестве основного признака наглядно – действенного мышления рассматривают связь мышления с практическими действиями и процесс мышления невозможен, если практические действия отсутствуют. Умственное развитие ребенка есть процесс формирования умственных действий – анализ, синтез. Тесно соприкасается с хватательными, манипулятивными, предметными и продуктивными видами деятельности, т.е. соотношение мыслительных действий и практических. 2 вида наглядно – действенного мышления
. 1. Направленность
на познание окружающего, без стремления получить какой-нибудь эффект (конец 1 начало 2 года жизни). 2. Направленность
на регулирование практической задачи в преобразовании окружающего из наличного состояния в заданное. Реальный процесс мышления состоит из этих 2х видов мышления. В чистом виде наблюдать 1 или 2 вид не удается. Мыслительные операции и практические действия составляют процесс мышления в одинаковом виде. Внешние и практические действия могут быть 2х видов: - исполнительские
– процесс исполнения четко отработан, вид выполнения четко продуман, время ограничено; – путем проб и
ошибок
– ребенок сопоставляет полученный результат с заданным, выявляет рассогласование 1 со 2 и учитывая это, производит следующее рассогласование этого предмета. Наглядно – действенное мышление начинает проявляться во 2ую половину раннего возраста, т.к. появляется символическая функция, и знание слов переносится с одного предмета на другой и продолжает развиваться на протяжении всего дошкольного возраста, не дублируя основные формы мышления, но являются их основой. Наглядно–образное мышление
. Переход от раннего дошкольного возраста к д/в связан с кризисом 3х лет, появление осознания себя, наполнение личным смыслом всех действий – внутренняя позиция связана с появлением наглядно – образного мышления. Это представлено в сюжетно – ролевой игре, т. к. если в раннем детстве у ребенка только появляется символическое знание, когда ребенок замещает один предмет другим, то в д/в символизм начинает, носить образную природу. Если раньше ребенок видоизменял предмет, его положение по отношению к другому, для того чтобы прояснить скрытые свойства и качества, то в д/в он может сделать это мысленнона основе опыта прошлых преобразований. Развивается в 2 стадии. 1 стадия
Еще по теме:
Самооценка: сущность и уровень притязаний
Традиционно, в психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоционал ...
Положение в обществе и богатство жестикуляции
Научные исследования в области лингвистики показали, что существует прямая зависимость между социальным статусом, властью, и престижем человека и его словарным запасом. Другими словами, чем выше социальное или профессиональное положение ч ...
Выводы
Проделанная работа позволила сделать следующие выводы:
1. Популярные подростки отличаются от своих непопулярных сверстников явно выраженными проявлениями коммуникативной и предметной рефлексии.
Популярные подростки характеризуются устой ...