Проблема развития в психологии. Условия и факторы психического развития ребенка
– общество, идеология, которая существует в обществе. Это условия жизни: социальные, экономические, экологические, культурные и другие. Ребенок с макросредой связан через микросреду. Микросреда
- семья, стиль воспитания в семье, отношения к ребенку взрослых, товарищей, возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Воспитание и обучение
. Воспитание и обучение являются
специально организованными
способами передачи общественно – исторического опыта. Л.С. Выготский отмечал, что развитие ребенка никогда не следует как тень за школьным обучением, и подчеркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности ребенка, что обучение всегда должно идти впереди развития. Выделил 2 уровня
развития детей: 1. «Уровень актуального развития»
- это те наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день, Это то, что ребенок достиг к моменту обучения. 2. «Зона ближайшего развития»
- это то, что ребенок может сделать в условиях сотрудничества со взрослыми, под его непосредственным руководством, с его помощью. То есть – это разница между тем, что ребенок может сделать сам, и что при помощи взрослого. Все факторы психического развития действуют в комплексе
. Нет ни одного психического качества, развитие которого зависело бы только от одного из факторов. Все факторы выступают в органическом единстве. Многие психологи решают вопрос, какой из факторов является ведущим, и выделяют 3 группы теорий: 1. Биологизаторского толка
– что основной фактор это наследственность (З. Фрейд, К. Бюллер, С. Холл). 2. Социологизаторскоготолка – основной фактор который влияет на развитие – социум. Д. Локк
– выдвинул учение о чистой доске, т. е ребенок родился голым, а семья его напихивает. Бихевиоризм
– поведение (Д. Уотсон, Э. Торндайк). Б. Скиннер– основная формула: стимул – реакция
. 3. Конвергенции
(взаимодействия).
Основоположник теории конвергенции Штерн считал, что и наследственная одаренность, и окружающая среда определяют законы детского развития, что развитие есть результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Штерн считал, что развитие психики ребенка повторяет историю развития человечества и культуры.
Еще по теме:
Историческая справка
Пение – это род музыки, где в качестве живого музыкального инструмента выступает голосовой аппарат человека. Причем, ни один музыкальный инструмент в мире не может сравниться с голосом хорошего певца по силе эмоционально-художественного и ...
Молодая семья и ее особенности
В настоящее время в современном мире существует как бы два типа семей: зрелая семья и проблемная. Каждая зрелая семья живет своей особой и неповторимой жизнью, хотя можно найти много общего в том, как строятся отношения в таких семьях. Пр ...
Проблема сознания в контексте деятельностного подхода
В оппозицию выделенным подходам А.Н. Леонтьев предлагает деятельностный подход к проблеме сознания, где сознание представляет собой качественно особую форму психики, возникающую у человека «в процессе становления труда и общественных отно ...