Процессы и виды памяти. Возрастная динамика в дошкольном возрасте
Память -
форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память основа психической деятельности, без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Память необходима человеку т. к она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти принадлежит Л.С. Выготскому. Запоминание –
процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения. Бывает непреднамеренным(запоминание без поставленной цели), и преднамеренным
(человек ставит перед собой определенную цель). Сохранение
– процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Может быть динамическим,(материал изменяется мало), и статически
м (материал подвергается переработке, реконструкции). Воспроизведение – процесс воспроизведения прежде воспринятого. Различают непосредственное
, протекает без промежуточных ассоциаций (так воспроизводится заученная таблица умножения) и опосредованное
, человек опирается на промежуточные ассоциации (слова, образы, чувства с которыми связан объект воспроизведения). Классификация видов памяти. А) по продолжительности
сохранения материала: 1. Мгновенная
память – непосредственное отражение информации органами чувств, без какой бы то ни было переработки информации. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд, это память – образ. 2. Кратковременная
память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. В ней сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Нет установки на запоминание, е есть на воспроизведение материала. Длительность до 20 секунд.
3. Долговременная
– это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного времени. Информация может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты, многократное использование только упрочивает ее. 4. Буферная
это нужная, уже отобранная информация для долговременной памяти. Б) по характеру
целей деятельности: 1.Произвольная
– это запоминание и воспроизведение, в котором присутствует специальная цель, требуют волевых усилий и выступают как специальные мнемические действия. 2. Непроизвольная
– запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека и без постановки специальной мнемической задачи. В) по предмету
запоминания. 1. Образная
- память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая). Эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельностью. 2. Моторная
– это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой формирования различных практических и трудовых навыков, навыков ходьбы, письма и т. д. 3. Эмоциональная
– память на чувства. Пережитые и сохраненные в памяти выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. 4. Словесно–логическая -
содержанием являются мысли человека. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно – логической и эта память специфически человеческая. Опираясь на другие виды памяти, словесно – логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Мнемическая деятельность
Еще по теме:
Анализ опыта психосоциального сопровождения молодой семьи в «Центре
планирования семьи и репродукции» города Екатеринбурга
В условиях происходящих в обществе социально-экономических, культурных и других перемен, молодая семья является одной из социально-незащищенных групп населения. На фоне изменившихся в обществе установок на создание семьи, рождение и воспи ...
Понятие общения
Определение общения необходимо, в первую очередь, потому, что сам термин широко употребляется в русской бытовой повседневной речи, где имеет интуитивно понимаемое, но научно не определенное значение. Такое определение требуется еще и пото ...
Мотивация выбора профессии старшеклассников
Профессия – (лат. professio – официально указанное занятие, специальность, от profiteor – объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, ...