Разнообразие подходов к проблеме возрастной периодизации в психологии
, на этой стадии разрешается конфликт между доверием и недоверием к окружающей жизни. 2 стадия - позднее
младенчество,длится от 1 года до 3х лет
, здесь разрешается конфликт между автономией и стыдом. 3стадия - раннее детство
– длится с 3х до5 лет
, здесь разрешается конфликт между инициативностью и чувством вины с другой стороны. 4стадия - среднее детство, длится с 5 до 11 лет
, здесь ребенок разрешает конфликт чувства компетентности и трудолюбия с одной стороны и чувством неполноценности с другой стороны. 5 стадия - половое созревание – длится от 11 до 20 лет,
конфликт между личностным определением с одной стороны и конформизмом (степень подчинения мнению большинства) с другой стороны. 6 стадия - ранняя взрослость – длится от 20 до 35 лет,
разрешается конфликт между интимностью и общительностью с одной стороны и личностной изолированностью с другой стороны. Основная задача найти спутника жизни. 7 стадия - средняя взрослость
от 35 до 60 лет
, конфликт на этой стадии между заботой о воспитании нового поколения и погруженностью в себя. 8 стадия - поздняя зрелость - свыше 60 лет
, конфликт между удовлетворенностью прожитой жизни и чувством отчаяния. Периодизация
Колберга - теория морального сознания
, основной признак – формирование морали, морального сознания. Все мы проходим 3 уровня
морального сознания. 1 уровень – доморальный
. На этом уровне ребенок ориентируется на физические следствия своих поступков. Ребенок проходит через 2 стадии: - ребенок ориентируется на наказание
и ведет себя хорошо, для того, чтобы избежать наказание; - наивно – эгоистическая, ориентация по принципу: ты – мне, я – тебе. 2 уровень
конвенциональный,источник морали остается внешним и ребенок следует нравственным ожиданиям семьи или группы: 1стадия
– ориентация на роль хорошего мальчика или хорошей девочки (стадия младших школьников). 2 стадия –
это ориентация на авторитет группы т. е. я поступаю так, как считается правильным в нашей группе. (стадия подростков). 3 уровень –
автономная мораль,
нравственные нормы становятся внутренними. Также 2 стадии: 1 стадия
– договорная о
риентация на соблюдение законов. 2 стадия – ориентация на
универсальные и общечеловеческие принципы добра и справедливости.
Третья группа возрастной периодизации называется – полисимптоматические, т. е. в основе лежит несколько симптомов, признаков.
К ним относятся периодизации отечественных психологов: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева. Первая (1) периодизация Л.
Выготского
, он взял в основу несколько признаков или симптомов: а) Возрастные
новообразования
– это новый тип строения личности, новые психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени. б) Наличие литических и
критических периодов
(кризисов) психического развития человека. в) Социальная ситуация
развития
– те специфические отношения, которые складываются между ребенком и взрослым на каждой возрастной ступени. г). Наличие в психическом развитии 2х зон:
актуального развития (ЗАР) и ближайшего развития (ЗБР). Зона активного развития
– то, что ребенок умеет делать сегодня самостоятельно. Зона ближайшего развития
– то, что ребенок не делает самостоятельно, но делает при помощи взрослого. На основе данных сочетаний Л. Выготский вывел свою теорию возрастной периодизации: 1.этап – кризис новорожденности, от рождения до 2х месяцев жизни; 2 .этап
– младенчество, от 2 месяцев до 1 года; 3 этап
– кризис 1 года жизни; 4 этап –
раннее детство, от 1года до 3х лет; 5 этап
– кризис 3х лет; 6 этап
– дошкольный возраст, с 3х до 7 лет; 7
этап
– кризис 7 лет; 8 этап
– младший школьный возраст, 7 - 12 лет; 9 этап
– 13 лет; 10 этап –
пубертатный (подростковый), 14 – 18 лет; 11 этап
– кризис 17 лет. Вторая (2) периодизация А.Н.
Леонтьева
– соглашается со всеми признаками Л. Выготского, и вывел новое понятие « ведущий вид деятельности» - это тот новый тип деятельности, характерный для каждой возрастной ступени, в рамках которого возникает и формируется возрастные новообразования. Он их выделяет 6.
Еще по теме:
Общие принципы лежащие в основе интерпретации рисунков
Для более качественного анализа рисуночного материала необходимо руководствоваться рядом положений и придерживаться некоторых правил.
Прежде всего, весь процесс работы над рисунками должен быть построен таким образом, чтобы он мог способ ...
Понятие субкультуры.
Субкультура как закономерное социальное явление
Что такое молодежная культура? Когда она возникает, в чем проявляется и как изменяется со временем? Для того, чтобы ответить на эти и другие интересующие нас вопросы, необходимо идти от самых истоков, вооружившись, прежде всего знанием кл ...
Особенности
межличностного конфликта
В обыденной речи понятие конфликта используется применительно к широкому кругу явлений – от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий. В исследовании, посвященном изучени ...