Разнообразие подходов к проблеме возрастной периодизации в психологии

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Разнообразие подходов к проблеме возрастной периодизации в психологии

Страница 2

, на этой стадии разрешается конфликт между доверием и недоверием к окружающей жизни. 2 стадия - позднее

младенчество,длится от 1 года до 3х лет

, здесь разрешается конфликт между автономией и стыдом. 3стадия - раннее детство

длится с 3х до5 лет

, здесь разрешается конфликт между инициативностью и чувством вины с другой стороны. 4стадия - среднее детство, длится с 5 до 11 лет

, здесь ребенок разрешает конфликт чувства компетентности и трудолюбия с одной стороны и чувством неполноценности с другой стороны. 5 стадия - половое созревание – длится от 11 до 20 лет,

конфликт между личностным определением с одной стороны и конформизмом (степень подчинения мнению большинства) с другой стороны. 6 стадия - ранняя взрослость – длится от 20 до 35 лет,

разрешается конфликт между интимностью и общительностью с одной стороны и личностной изолированностью с другой стороны. Основная задача найти спутника жизни. 7 стадия - средняя взрослость

от 35 до 60 лет

, конфликт на этой стадии между заботой о воспитании нового поколения и погруженностью в себя. 8 стадия - поздняя зрелость - свыше 60 лет

, конфликт между удовлетворенностью прожитой жизни и чувством отчаяния. Периодизация

Колберга - теория морального сознания

, основной признак – формирование морали, морального сознания. Все мы проходим 3 уровня

морального сознания. 1 уровень – доморальный

. На этом уровне ребенок ориентируется на физические следствия своих поступков. Ребенок проходит через 2 стадии: - ребенок ориентируется на наказание

и ведет себя хорошо, для того, чтобы избежать наказание; - наивно – эгоистическая, ориентация по принципу: ты – мне, я – тебе. 2 уровень

конвенциональный,источник морали остается внешним и ребенок следует нравственным ожиданиям семьи или группы: 1стадия

– ориентация на роль хорошего мальчика или хорошей девочки (стадия младших школьников). 2 стадия –

это ориентация на авторитет группы т. е. я поступаю так, как считается правильным в нашей группе. (стадия подростков). 3 уровень –

автономная мораль,

нравственные нормы становятся внутренними. Также 2 стадии: 1 стадия

договорная о

риентация на соблюдение законов. 2 стадия – ориентация на

универсальные и общечеловеческие принципы добра и справедливости.

Третья группа возрастной периодизации называется – полисимптоматические, т. е. в основе лежит несколько симптомов, признаков.

К ним относятся периодизации отечественных психологов: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева. Первая (1) периодизация Л.

Выготского

, он взял в основу несколько признаков или симптомов: а) Возрастные

новообразования

– это новый тип строения личности, новые психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени. б) Наличие литических и

критических периодов

(кризисов) психического развития человека. в) Социальная ситуация

развития

– те специфические отношения, которые складываются между ребенком и взрослым на каждой возрастной ступени. г). Наличие в психическом развитии 2х зон:

актуального развития (ЗАР) и ближайшего развития (ЗБР). Зона активного развития

– то, что ребенок умеет делать сегодня самостоятельно. Зона ближайшего развития

– то, что ребенок не делает самостоятельно, но делает при помощи взрослого. На основе данных сочетаний Л. Выготский вывел свою теорию возрастной периодизации: 1.этап – кризис новорожденности, от рождения до 2х месяцев жизни; 2 .этап

– младенчество, от 2 месяцев до 1 года; 3 этап

– кризис 1 года жизни; 4 этап –

раннее детство, от 1года до 3х лет; 5 этап

– кризис 3х лет; 6 этап

– дошкольный возраст, с 3х до 7 лет; 7

этап

– кризис 7 лет; 8 этап

– младший школьный возраст, 7 - 12 лет; 9 этап

– 13 лет; 10 этап –

пубертатный (подростковый), 14 – 18 лет; 11 этап

– кризис 17 лет. Вторая (2) периодизация А.Н.

Леонтьева

– соглашается со всеми признаками Л. Выготского, и вывел новое понятие « ведущий вид деятельности» - это тот новый тип деятельности, характерный для каждой возрастной ступени, в рамках которого возникает и формируется возрастные новообразования. Он их выделяет 6.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Индивидуальный стиль деятельности. Концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина
В отечественной психологии проблема стиля деятельности рассматривается с 50-х гг. XX в. в работах В. С. Мерлина, Е. А. Климова др. Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) в широком понимании отображает всю систему отличительных признаков ...

Развитие речи в онтогенезе
Давно уже доказано, что ребенок способен освоить речь, только если находится в социуме, только если подхватит общечеловеческую эстафету языка. В истории достаточно примером, когда дети, выросшие среди животных, осваивали сигнальную систем ...

Психологические особенности подростка
Подростковый возраст – это остропротекающий период от детства к взрослости, он особенно отмечен развитием, поскольку все аспекты биологической, когнитивной и социальной жизни испытывают важные изменения. Он наиболее сложный как в его пере ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru