Особенности восприятия ребенком художественных, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Особенности восприятия ребенком художественных, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства

Страница 1

Эстетическое восприятие

– это восприятие чувства прекрасного, красоты посредством эстетического воспитания. Эстетическое восприятие включает 3 компонента

:1.

интеллектуальные; 2

. эмоционально – волевые моменты; 3.

познавательная сторона. Выготский отмечал -

трактовка педагогами понятия о том, что эстетическое восприятие

представляет собой совершенно пассивное переживание, отдание себя впечатлению, прекращение всякой деятельности организма, составляет только половину правдивости этого высказывания в виду психологических заблуждений. Активный характер восприятия сказки, по мнению А. Запорожца, заключается в том, что восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого ребенка тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах, и выделил специфическое действие для этой деятельности. Это – содействие, когда ребенок становиться на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Особое значение для развития личности

дошкольника имеет восприятие ими художественных произведений

. Это сложный психический процесс. Восприятие предполагает способность узнать, понять изображение. Здесь имеет место и эмоциональная окрашенность воспринятого, выражения отношения к нему. Дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаясь, сами непосредственно воздействовать на ход событий, например, сказки и т.д. В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого, Оценки еще примитивны («Как красиво!» и др.). Восприятие художественных произведений дошкольников будет более глубоким, если он научится видеть элементарные средства выразительности – цвет, цветовое сочетание, форма, композиция и другое. Характер восприятия картины изменяется с возрастом: 1 ступень (3 года

) – называют отдельные предметы; 2 ступень(5 лет)

– описывают предметы, устанавливают первичные связи; 3 ступень (7 лет)

– объясняет содержание картины. Восприятие ребенка изменяется в зависимости от постановки вопроса: 1. на вопрос

что изображено на картине - отвечает перечислением. 2. на

вопрос

, что делают дети, изображенные на картине - дает описание картины. 3. на вопрос,

о чем нарисовано на картине – дает истолкование, пытается понять то, что изображено. Ребенок адекватно понимает изображение картины, если взрослые дают соответствующие пояснения, помогают рассматривать детали в определенном порядке. Восприятие дошкольника становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Б. Биттельхейм – психоаналитический анализ сказки

. Волшебные сказки – незаменимые инструмент формирования личности ребенка. Развитие личности – процесс постепенный, предполагающий определенные этапы, ступеньки по которым нужно подняться. Каждая ступенька «обслуживается» своей сказкой. Эта сказка помогает ребенку сформировать свою душу так, чтобы забраться на следующую ступеньку. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Сказка очень близка ребенку эмоционально по мироощущению, т. к. ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых. Психотерапевтический эффект сказки по Б. Биттельхейму.

Предмет внимания – дети с нервными расстройствами. Отношение ребенка к той или иной сказке помогало ему распознать природу той психической травмы, которую ребенок получил в семье и причина нарушений кроется в потере смысла жизни. Б. Бетелльхейм стремился найти ответ на вопрос, каким должно быть литературное произведение, способное помочь ребенку найти смысл в его жизни. Он приходит к выводу, что такое произведение должно завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции. Словом, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка. В добавление к перечисленному, такое произведение должно способствовать повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем. По мнению Б. Бетельхейма, всем этим требованиям удовлетворяет только народная сказка. Почему же именно она? Сказка — произведение искусства. Как подчеркивает Б. Бетельхейм, значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией

, потому что каждый ребенок открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Развитие восприятия

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»
Сам теpмин «выгоpание» впеpвые пpедложил Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году для описания демоpализации, pазочаpования и кpайней yсталости, котоpые он наблюдал y pаботников психиатpических yчpеждений. Он pазpаботал новyю модель для pассмотpе ...

Младший школьный возраст как сенситивный период для формирования художественно-эстетического вкуса
В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при его формировании его художественно-эстетического вкуса. Эстетическое развитие личности начинаетс ...

Соотношение понятий: потребность, мотив, мотивация. Виды потребностей и мотивов
Потребность. Это состояние живого существа, в котором проявляется его зависимость от конкретных условий существования Мотив. Это внутреннее побуждение человека к деятельности. Мотивами могут быть потребности, интересы, стремления, чувств ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru