Психологические основы семейного воспитания
Семья
– это сложное социальное образование, малая группа, включающая мужчин и женщин, различных по возрасту, профессиональной определенности, общность, связанная узами супружества – родительства, родства кровного и духовного, осуществляющая воспроизводство населения, преемственность семейных поколений. Семейное воспитание
- система воспитания и образования, которая складывается в условиях конкретной семьи, силами родителей и родственников. Семейное воспитание
– это процесс сознательного формирования родителями духовных и физических качеств детей в соответствии с требованиями общества.
Семьи бывают гармоничными
(каждый выполняет свою роль, где высокий авторитет мужчины и женщины, которые умело разрешают конфликт) и дисгармоничные(фиксированное выполнение ролей по типу соперничества, псевдосотрудничества). Дисгармония в семье может быть между супругами или родителем и ребенком. Уровни наименее выраженной дисгармонии: ссора, конфликт, кризис, развод. Дисгармоничные детско-родительские отношения по Эйдемиллеру включает 6 основных
типов семейного неправильного воспитания. 1. Потворствующая гиперпротекция
– ребенок в центре внимания семьи, семья стремиться к максимальному удовлетворению его потребностей. 2. Доминирующая гиперпротекция
– ребенок в центре внимания родителей, которые мешают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. 3. Жесткое обращение
– складывается из большого количества требований и запретов. Применение жестких санкций за их невыполнение. 4. Эмоциональное отвержение
– в крайнем проявлении это воспитание по типу Золушки. 5. Повышенная моральная ответственность
– образуется сочетанием высоких моральных требований к ребенку с пониженным к нему вниманием родителей. 6. Безнадзорность
– ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Им также дана характеристика 3х типов семей
. Педагогически несостоятельные семьи
– имеющие малосодержательный, непоследовательный характер семейного общения, относительно низкий общий нравственно – моральный уровень, обычно малокомпетентны в вопросах воспитания, но у них есть желание получить знания в этой области. Педагогически пассивные семьи
– пассивны в прямом воспитательном воздействии на ребенка, в силу ряда объективных причин. Однако нравственный микроклимат семьи, стиль отношений и характер общения остаются активно воздействующим фактором. Семьи
антипедагогического типа
- «закрытая система», скрывающаяся под маской мнимого благополучия свою антипедагогическую сущность. Эти семьи также характеризует предвзятое отношение к педагогическим советам, рекомендациям, зачастую их полное неприятие и отрицание. А.Я. Варга по
характеру отношения к детям выделяет 4 типа мам. Спокойная уравновешенная мама
– настоящий эталон материнства. Она все знает о ребенке, чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра. Тревожная мама
вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу его благополучию. Тревожность и мнительность матери создает тяжелую семейную атмосферу, которая лишает покоя всех членов семьи. Тоскливая мама
вечно всем недовольна. Ее беспокойство и нервозность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребенку с такой мамой не повезло. Уверенная и властная мама
твердо знает, что хочет от ребенка. Жизнь ребенка спланирована ею до его рождения, и от запланированного мама не отходит ни на шаг. «Создавая» ребенка по идеальной модели, мама подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, к инициативе. Главным в анализе детско-родительских отношений является представление роли. Принятие той или иной роли родителями по отношению к детям определяет стиль воспитания. По мнению В.И. Гарбузова
, который отмечает решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей ребенка, существует 3 типа «неправильного воспитания». По типу А
(неприятие, эмоциональное отвержение) – неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, навязыванием ему единственно правильного поведения. Тип «А» может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством. По типу Б(гиперсоциализирующее) выражается в тревожно–мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, особенно в школе, в ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. По типу В
Еще по теме:
Младенчество
Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом и, в то же время, не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протя ...
Письменная речь
Анализ возникновения письменной речи — это специальный большой вопрос, имеющий свою длительную историю большую литературу и немалое число всевозможных точек зрения. В нашей работе эта проблема не является самоцелью. Этот вопрос интересует ...
Теории нативизма
Преформизм — концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивида в его зрелой форме заданы и предопределены с момента зачатия и присутствуют уже в клетках зародыша. Преформизм — один из видов нативизма ...