Невербальное поведение: структура и функции
Известно, что мимика и жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе. Наиболее веским аргументом в пользу приоритета невербального языка над вербальным служат результаты, служащие об интернациональном характере основных эталонов мимики, поз, наборов жестов. Спонтанное невербальное поведение постепенно дополняется теми особенностями, которых характерны для данной культуры и невозможны без предварительного научения.
Невербальное поведение – это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. К элементам невербального поведения относятся все движения тела, интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса, его временная и пространственная организация. Всё многообразие явлений невербального поведения человека может быть представлено в виде схемы (рис. 1). Здесь показана их взаимосвязь, что создаёт условия для анализа реального невербального поведения, для определения функциональной специфики его подструктур.
Начнём рассмотрение невербального поведения с кинесики. Под кинесикой принято понимать зрительно воспринимаемый диапазон движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в общении. Сюда относятся язык жестов, мимика, позы, взгляд, манера одеваться и причёсываться, особенности обращения с предметами – хлопанье дверью, поскрипывание стулом, почерк и прочее. Захватывая систему мышц лица и всего тела, эти явления проявляются в так называемых выразительных движениях, выражающихся в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела) и вокальной мимике (выражение эмоций в интонации и тембре голоса). Иногда все выразительные движения обозначают общим термином «жест».
Рисунок 1
В сороковые годы XX столетия отечественный психолог С.Л. Рубинштейн подчеркнул основные особенности невербального поведения человека. Познакомимся с ними подробнее.
Рубинштейн полагал, что природное и социальное, естественное и историческое в выразительном поведении образуют одно неразложимое единство. Это не просто внешнее и пустое сопровождение эмоций, а внешняя форма их существования и проявления. Выразительные движения призваны создавать образ действующего лица, так как помимо всего прочего они в известной степени замещают речь, являясь средством сообщения и воздействия. Выразительные движения выражают не только уже сформированное переживание, но и сами могут принимать участие в его формировании.
Вспоминая работы американского психолога У. Джемса, мы встречаем аналогичные мысли относительно возникновения эмоций. Вопреки более признанным взглядам, согласно которым определённые физиологические реакции (такие как учащение сердцебиения, плач) появляются вслед за возникновением эмоции, У. Джемс предложил альтернативное решение. По его мнению, именно физиологические явления вызывают определённые эмоции. Так, быстро бегущий человек, испытывающий учащение сердцебиение, повышение кровяного давления и увеличение концентрации адреналина, способен почувствовать страх, с которым обычно и связываются эти явления. Сознательно продолжая плакать, люди лишь увеличивают грусть, но не сама грусть заставляет их плакать.
Какова же связь невербального поведения личности и её внутренних психических процессов? В.Н. Панферов – специалист в области общей и социальной психологии так пишет по этому поводу: «Ответ на вопрос о взаимосвязи объективных и субъективных свойств человека нужно искать не только и не столько по линии связи психологических качеств личности с конституциональными особенностями организма, сколько в рамках отношения «причинно-следственные взаимосвязи человека с миром вещей и людей». Другими словами, признаки внешности выступают как знаковая система психологического содержания.
Основатель советской индустриальной психотехники С.Г Геллерштейн и один из крупнейших специалистов в психологии чувств и эмоций П.М. Якобсон считают, что выразительные движения, проявляющиеся в общении при различных психических состояниях, служат внешним выражением этих состояний, а также отношений к тем или другим лицам, предметам или явлениям действительности.
Такая функция выразительных движений, как создание «образа действующего лица», имеет особое значение в контексте социальной перцепции. Здесь всё внешне наблюдаемое поведение человека рассматривается как сигнальный комплекс, информирующий других людей о психических процессах и состояниях их партнёров по общению. По мнению ряда учёных, биологическая целесообразность выразительных движений у человека во многом утрачена. Остаётся их объективное значение как средства отражения информации и сообщения о внутреннем мире человека.
Еще по теме:
Гендерная специфика дружеских отношений
Традиционная теория дружбы, уходящая корнями в античность, считала ее (дружбу) преимущественно мужской добродетелью. Здесь нам опять отчетливо явлено противопоставление "мужского" и "женского" - одна из всеобщих парных ...
Диагностика психолого-педагогических особенностей
личности «успешного» тренера по футболу
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что некоторые авторы и исследователи уже предпринимали попытку дать ориентировочные ответы на следующие вопросы: существует ли эффективный тип личности тренера? Как ...
Понятие мотивации в отечественной психологии
Первоначально в нашей стране проблемы мотивации исследовались скорее с психофизиологической, нежели с психологической позиции. Результатами такого подхода стали работы А. Ф. Лазурского, И.М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева.
А. Ф ...