Физиологическая основа речи
Язык, возникший вместе с возникновением человека, играл и играет великую роль в его жизни. Он явился прежде всего одним из необходимых условий формирования самого человека и его мышления. В связи с возникновением членораздельной речи произошла существенная перестройка в познавательных процессах человека. Лишь с появлением слова человек оказался в состоянии отвлекать от предметов те или иные свойства, абстрагировать связи вещей от самих вещей. Благодаря языку оказалось возможным объективировать эти отраженные в сознании признаки и отношения вещей в материальную форму слов и тем самым создавать идеальные объекты мышления — понятия, а вместе с ними и с помощью их осуществлять теоретическую деятельность в собственном смысле слова.
Речь – это то, что кардинально отличает человека от животного на всех уровнях – социальном, интеллектуальном, поведенческом и др. Несомненно, язык, как способ коммуникации существует среди высших животных, но речь – это язык в действии. И чтобы поддерживать и осуществлять такую сложную функцию как речь, эволюция изменила не только физиологию человека, но и психику. С переходом на языковую основу возможности мозга колоссально возрастают, речь стала наиболее эффективным средством коммуникации. Речь это также мощный объединяющий фактор социума – как на уровне индивидуальном уровне – возможность сделать своё «внутренне» частью мира другого человека, проявлять эмпатию, оказывать психотерапевтическое лечебное воздействие через вербальное общение, так и на уровне общества в целом – это и средства массовой информации как возможность коммуникаций по принципу «всех со всеми», регулирование общественных отношений через нормы права. Не одной из человеческий достижений невозможно было бы без общественной кооперации, а значит без возможности речевого общение – таким образом речь дает развитие не только отдельному человеку, но и всему человечеству на протяжении его истории и, конечно же, развивается вместе с ним – от примитивной до письменной. Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе её развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности. Именно возможность передачи информации с помощью речи лежит в основе социального гомеостаза и стала толчком развития науки, искусств, права и др. И.П.Павлов отмечал, что только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления.
Речь, согласно современным представлениям — системный процесс, происходящий с участием различных отделов мозга. Важную роль в восприятии слышимой речи играют вторичные отделы слуховой коры левого полушария, которые воспринимают элементарные коды слов — фонемы. Различение фонем (фонемический слух) страдает при поражении этих структур, понимание точного значения слов становится невозможным.
Понимание смысла слов, особенно в зависимости от контекста (в предложении), и целостного речевого высказывания (семантический анализ), страдает при поражении глубоких отделов левой височной доли, ответственной за слухо-речевую память и заднеассоциативных областей, включая центр Вернике, где интегрируются элементы речевой структуры в смысловую схему.
При сохранности этих структур и нарушении лобных отделов, с которыми связаны программирование действий, активный поиск информации, анализ наиболее существенных элементов содержания сложных развернутых высказываний, их понимание становится невозможным.
Еще по теме:
Что мешает творчеству
Кроме чувств, стимулирующих творческую деятельность, есть чувства, тормозящие творческие усилия. Самый опасный враг творчества − страх. Особенно он проявляется у людей с жесткой установкой на успех. Боязнь неудачи сковывает воображе ...
Социальный статус семьи и её основные
функции
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной ад ...
Структура социальной адаптации
Что же касается структуры социальной адаптации, то, исходя из теоретического анализа различных подходов к процессу адаптации, В.Н. Литовченко выделяет три аспекта:
1. Собственно психическая адаптация, связанная с особенностями личности, ...