Понятие "мотивационной установки"
Понятие установки первоначально было введено в психологии немецкими психологами для обозначения обусловленного прошлым опытом фактора – готовности действовать некоторым образом, определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию и некоторые иллюзии восприятия, а также для описания возникающего при постановки задачи неосознаваемого состояния готовности, обуславливающего направленность различных психических процессов.
Установка имеет весьма важное функциональное значение: это состояние готовности позволяет эффективнее выполнить соответствующее действие.
Теория установки была создана и разработана в трудах советского психолога Д.Н.Узнадзе и его школы (А.С.Прангишвили, И.Т.Бжалава, В.Г.Норакидзе).
Узнадзе развил представления об установки как "целостной модификации субъекта", его готовности к восприятию будущих событий и совершению в определенном направлении
В ходе своих исследований Узнадзе пришел к выводу, что в результате предварительных опытов у испытуемых появляется состояние, "которое, несмотря на то, что его ни в какой степени нельзя назвать сознательным, все же оказывается фактором, вполне действенным и, следовательно, вполне реальным фактором, направляющим и определяющим содержание нашего сознания". Это состояние он назвал установкой субъекта. Потому что, "во–первых, это не частичное содержание сознания, не изолированное психическое содержание, которое противопоставляется другим содержаниям сознания и вступает с ними во взаимоотношения, а некоторое целостное состояние субъекта; во – вторых, это не просто какое – нибудь из содержаний его психической жизни, а момент ее динамической определенности. И, наконец, это не какое–нибудь определенное, частичное содержание сознания субъекта, а целостная направленность его в определенную сторону на определенную активность" [22, стр.521]
Узнадзе указывал что, все описанные случаи иллюзии являются проявлением деятельности установки. И в результате воздействия объективных раздражителей, например, шаров неодинакового объема, в испытуемом возникает не какое – нибудь содержание сознания, которое можно было бы формулировать определенным образом, а некоторое специфическое состояние, которое характеризуется как установка субъекта в определенном направлении.
Узнадзе всячески подчеркивал что, установка, будучи целостным состоянием, ложится в основу совершенно определенных психических явлений, возникающих в сознании. Он отмечал, что установка предваряет их, определяя состав и течение этих явлений.
Д.Б.Узнадзе отметил, что для изучения установки необходимо наблюдать ее достаточно продолжительное время. А для этого ее важно закрепить, зафиксировать в необходимой степени. Этой цели служит повторное предложение испытуемому экспериментальных раздражителей. Эти повторные опыты он назвал фиксирующими или установочными, а саму установку, возникающую в результате этих опытов, фиксированной установкой.
Дальнейшее усиление работы в данном направлении было вызвано тем, что Д.Н.Узнадзе создал эффективный и простой метод исследования возникновения, действия и смены установки. Указанный метод позволял без труда выяснить особенности установки у человека.
Таким образом, было обосновано положение о том, что для возникновения установки в определенном направлении требуются условия субъективного и объективного характера: нужно наличие, как потребности, так и ситуации, в которой она может быть удовлетворена. Это два основных условия, которые необходимы для того, чтобы могла возникнуть какая–нибудь определенная установка.
Узнадзе всячески подчеркивал, что потребность, которая имеется в субъекте, становится вполне определенной конкретной потребностью лишь после того, как выясняется объективная ситуация в форме какой–нибудь конкретной ситуации, предоставляющей субъекту возможность удовлетворения данной потребности; оба момента – и ситуация, и потребность – определяются как конкретные факты в связи друг с другом.
Еще по теме:
Отечественные и зарубежные теории депривации
Современные теории психической депривации исходят из разных направлений и, следовательно, имеют определённую несогласованность по ряду вопросов в рамках рассмотрения данного феномена. Несогласованность этих теорий, прежде всего, состоит в ...
Психологическая поддержка
личностного развития студентов
В многообразии нынешних кризисов, материальных и духовных, менее заметен, но не менее страшен кризис психологии человека. Проблема полноценной психической жизни человека встаёт особенно остро. Всё это ставит перед нами задачу выработки ме ...
Особенности продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте
К продуктивным видам деятельности относят:
изобразительную деятельность и конструирование. В исследованиях детского рисунка В. Штерн
отмечал – рисунок ребенка не изображение конкретно воспринимаемого предмета, ребенок изображает то, что ...