Мотивационная сфера личности
Термин "мотивация" представляет более широкое понятие, чем термин "мотив". Мотив - внутреннее побуждение к активности и деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.
Взгляды на сущность мотива у психологов существенно расходятся. Но, не смотря на это, все они сходятся в одном: за мотив принимается какой-то один психологический феномен (разный у разных авторов). В основном психологи группируются вокруг следующих точек зрения на мотив: как на потребность, на цель, на свойство личности.
Мотив как потребность. Потребность всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму (личности). "Потребности представляют собой форму непосредственных жизненных отношений индивида с миром. Они действуют "здесь и теперь", отражая текущее состояние этих динамичных и постоянно меняющихся отношений" [15, стр.67]. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Потребность, как правило, имеет две стороны - процессуальную и содержательную. Деятельность, удовлетворяющая потребность, составляет процессуальную ее сторону. Предмет, на который направлена потребность (продукт, в котором испытывается недостаток), называется нуждой или содержательной стороной потребности. Т.о., потребность – это не только нужда, но и определенный закрепившийся (в фило-, и онтогенезе) способ ее удовлетворения. Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических органических потребностей, есть еще материальные, духовные, cоциальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей. Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Особой существенной характеристикой является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.
Мотив как цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. С.Л. Рубинштейн так же указывает на то, что "мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. При этом создается возможность, как схождения, так и расхождения между мотивом и целью. Целью является выполнение общественной деятельности, а мотивом удовлетворение личных потребностей. Единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей, на которые она направлена, и мотивов из которых она исходит" [7, стр52]. Т.е., психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Понятие цели - это, по своей сути, опережение реальных событий действительности. Цель - не просто предполагаемый результат деятельности, а желаемый ее результат, то, к чему человек стремится, осуществляя деятельность. Осознавая цель, человек осознает образ желаемого будущего, а потому стремится к ее достижению и подчиняет ей свои действия. От цели, целеполагания и целеустремленности зависит, как человек осуществляет деятельность, какую позицию занимает, как выбирает соответствующие решения и способы поведения.
Еще по теме:
Формы проявления нарушений поведения у подростков
В социально–психологических и педагогических исследованиях для обозначения девиации в поведении человека используются различные определения: деликвентное поведение, девиантное поведение, асоциальное поведение и т. п.
Нормальное (адекватн ...
Особенности профессиональной деятельности специалиста по PR
межличностный коммуникация барьер взаимопонимание
Public Relations- весьма богатое понятие. Оно включает в себя:
· Все что может улучшить взаимопонимание между организацией и теми с кем эта организация вступает в контакт, как внутри так ...
Личностная рефлексия
Личностный аспект рефлексии ориентирует понимание рефлексии как процесса переосмысления, как механизма «не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «я» его различных подструктур (типа «я» - физическое тело», «я» - ...