Психологическая поддержка личностного развития студентов
Специалисты психологической службы вуза могут в значительной мере облегчить, сделать более эффективным и окрашенным положительными эмоциями первый период обучения в вузе, включив в свои программы следующие мероприятия: обучение и знакомство с основными приемами обучения в вузе (навыки конспектирования, выступления с сообщениями, написание рефератов, участие в конференциях и др.); обучение приемам саморегуляции, способам снятия утомления и напряжения, восстановление работоспособности; тренинги по развитию адаптивных качеств личнгости (Приложение 4); практикумы с использованием мнемотехнических приемов, упражнений на развитие творческого мышления; обучение способам снятия тревоги и страха, которые очень часто проявляются у студентов в личностной сфере.
Формами реализации психологической поддержки и помощи студентам выступают тренинговые и проблемные группы, взаимодействие в которых направлено на решение типичных проблем молодых людей, среди которых: адаптация к новой образовательной среде вуза; преодоление субъективных и объективных трудностей в образовательном процессе. В результате взаимодействия в этих группах формируется психологическая культура, профессиональная направленность, готовность принимать ответственность за профессиональное и личностное развитие, способность к осознанному адекватному поведению, эмоциональная гибкость, способность сохранять психологическое здоровье.
Востребованность психологической поддержки в рамках деятельности психологической службы вуза выражается в повышении "вовлеченности" студентов в работу по осуществлению научно-исследовательской деятельности; в снижении конфликтности в образовательном процессе; в росте удовлетворенности общением в коммуникативных и тренинговых группах, общей тенденции снижения проблем, связанных с адаптацией студентов.
Как показало констатирующее исследование, у студентов выражено стремление к изучению курсов по выбору, в том числе и психологических. Это создает предпосылки для более полного использования возможности спецкурсов в реализации целей психологической поддержки, при наполнении их содержания психологическими знаниями (в том числе и прикладными), которые в наибольшей мере востребованы студентами.
Кроме того, развертывание работы по психологической поддержке студентов предполагает психологическую коррекцию. Она осуществляется в индивидуальном порядке в рамках психологической службы вуза и в группах, с использованием групповых методов психологической коррекции и психотерапии.
Организационно-управленческий модуль
представляет собой систему проектирования, координации и реализации психологической поддержки студентов. Деятельность его структурных элементов - различных служб вуза - определена их функциями и целями психологической поддержки. В соответствии с этим, организационно-управленческий модуль также имеет блочную структуру.
В первый блок - управленческий - входят ректорат и научно-методический совет, осуществляющие целеполагание, проектирование и управление.
Второй блок - координационный - представлен учебно-методическим управлением вуза и психологической службой вуза. В основные функции данных подструктур входят мониторинг педагогического процесса вуза и координация усилий кафедр и деканатов по реализации целей психологической поддержки студентов.
Еще по теме:
Психолого-педагогические рекомендации по профилактике и коррекции синдрома
эмоционального выгорания
Анализ взаимосвязи эмоционального выгорания с негативными коммуникативными установками и субъективными болезненными ощущениями у педагогов позволяет выделить следующие обоснования для рекомендаций:
1) поскольку выявлены различия как в ст ...
Изучение самочувствия подростков в неполных семьях
В нашей выпускной квалификационной работе мы попытаемся проанализировать особенности влияния развода родителей на самочувствие подростков.
В практической части перед нами стоят следующие задачи:
1. Подобрать методики, направленные на из ...
Развитие эмоций в юношеском возрасте
При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание молодого человека теряет свою эмоциональную напряженность и существует уже на спокойном эмоциональном фоне. Общая направленность юношей и девушек на будущее создает благопри ...