Психологическая защита и адаптивное поведение

Материалы » Механизмы психологической защиты и развитие личности студента » Психологическая защита и адаптивное поведение

Страница 1

Актуальной проблемой современного образовательного процесса является сегодня формирование адаптивной саморазвивающейся личности как человека-гражданина, интегрированного в систему мировой и этнической культуры. В современном обществе остро стоит вопрос помощи индивидууму в процессе формирования адаптивных механизмов через поведение, в том числе, как защита от срыва социализации, как возможность продуктивно и безболезненно войти ребенку во взрослый мир повседневных проблем, самореализоваться и саморазвиться позитивно.

Успешная адаптация определяется выраженностью тех или иных качеств личности, которые задают направленность и продуктивность стадий адаптации, влияющих на характер их протекания. При этом многие исследователи отмечают, что, при прочих равных условиях, некоторые индивидуальные особенности, будучи развитыми у разных людей в разной степени, могут детерминировать разные результаты формирования социально-направленного поведения, особенно если речь идет о наиболее устойчивых из личностных качеств (Б.Г. Ананьев, Д.И. Фельдштейн, Т.Г. Хамаганова, Л.М. Семенюк и др.).

Очевидно, что все защитные механизмы являются адаптивными, если используются индивидом в пределах среднестатистических показателей по группе, к которой он принадлежит. Они же приводят к дезадаптации, если выходят за пределы нормы, поскольку в этом случае поведение индивида определяется не тем образом реальности, который является условно общим для его социального окружения.

Непосредственное восприятие внешнего мира является одним из основных источников поддержания, восстановления психического тонуса. Поэтому непосредственную адаптацию и уровни адаптивного поведения расценивают как уровень психической защиты, призванных сохранить личность от переживаний непереносимой интенсивности. Благодаря механизму аффективного пресыщения, человек имеет возможность стереть или избежать эмоциональные "шлаки", стабилизируя поведение в режиме комфорта.

Адаптивное поведение представляет собой диалектическое единство основных противоположных тенденций: к самосохранению и саморазвитию, где первая, стремясь к стабильности и равновесию через приспосабливание, пытается привести к устойчивости и неизменности, а вторая побуждает к активности, ища все новые пути и способы развиваться. Взаимозависимость, на первый взгляд противоречивых процессов, очевидна, т.к. первая закрепляет эффективные, ценные пути решения поведенческих реакций, полученных в ходе саморазвития, создавая оптимальные условия для другой тенденции - саморазвиваться, активно меняться "изнутри".

Таким образом, актуальное адаптивное поведение является результатом "стихийного" развития (из-за необходимости изменения тактики реагирования на текущие внешние и внутренние обстоятельства) и направленного закономерного формирования взаимоотношений личности со средой (70)

Адаптивное поведение выступает как экономия психических сил через попытку распространения стереотипных форм реагирования, выбора вариативных компонентов акта из огромного числа опытнозакрепленных ситуаций в процессе жизнедеятельности. Это своеобразный "ген цивилизации", выраженный в выгодном хранении и рациональном использовании психической энергии, своеобразное клонирование поведения как элемент рационализации и механизм социализации.

Стартовой точкой адаптивного поведения является осознанное или неосознаваемое желание создать такую модель собственного поведения, при реализации которой возможно достичь наибольшего успеха собственной личности, эффективности предпринимаемой деятельности и удовлетворенности собой, статусом в обществе. Таким образом, адаптивное поведение имеет специфические формирования:

- главный атрибут социализации личности;

- механизм индивидуализации, основанный на субъективном использовании ресурсового аппарата личности;

- системность, т.к. не возможно в изоляции;

- преемственность, когда используется информация прошлого для преобразования настоящего и настроя на будущее;

- как механизм психической защиты от излишних энергетических трат, избегание неудач новаторства.

Доля собственно адаптивного поведения варьирует у каждого индивида в соответствии с установками, социальным окружением, уровнем истощения и организации центральной нервной системы, на него влияет идеологическое воздействие, механизм внушения и давления, а также постоянно складывающиеся стереотипы общечеловеческих и личностных ценностей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Применение проективных методик для социально-психологической диагностики
Проективные тесты - психологические тесты, направленные на выявление личностных особенностей, где субъекту предлагается интерпретировать рисунки или неопределенные конфигурации, такие, как чернильные пятна, исходя из собственного воображе ...

Особенности физиологического развития младшего школьника
Каждая стадия психического развития ребёнка тесно связана с созреванием физиологических систем его организма, младший школьный возраст не является исключением. К 7 годам совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полуша ...

Структура личности тренера
Структуру личности тренера мы рассматриваем исходя из известной концепции К.К.Платонова, согласно которой в личности можно выделить четыре подструктуры. В первую подструктуру входят мировоззренческие и нравственные качества личности трен ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru