Психологические особенности старшего подросткового возраста
Глубокой и существенной характеристикой личности является преобладание доминирования направленности личности на себя или на других. В зависимости от этой направленности складываются и многие другие особенности человека. Так, например, направленность на себя часто связана с такими чертами, как доброжелательность, бескорыстие, готовность пойти на помощь другому и т.д. Тут надо особо учесть по крайней мере две психологические особенности старших подростков. Во-первых, то, что на основе возросшей самостоятельности у них возникает активное стремление осуществлять в своей жизни освоенные ими моральные требования. Во-вторых, то, что старшие подростки обладают большей зоркостью и наблюдательностью ко всем явлениям окружающей жизни. В связи с этим они замечают в ней каждое несоответствие усвоенным ими моральным нормам. Такое несоответствие очень остро переживается подростками и может привести к обесцениванию самих моральных взглядов и принципов.
Следует помнить, что отношения старших подростков со взрослыми значительно усложняются: прямое непосредственное давление (приказ, немотивированное требование) вызывает протест. Зато охотно принимается опосредованное руководство в виде совета или ненавязчивого предложения прийти на помощь. Если взрослый хочет успешно взаимодействовать с подростками, он должен «завоевать их сознание», убедить их в правильности своих предложений. Если же моральные установки самого подростка являются неправильными, ему необходимо найти доказательства несостоятельности и должности взглядов подростка.
Другая особенность взаимоотношения взрослых со старшими подростками заключается в необходимости оказывать им доверие и предоставлять возможно большую самостоятельность.
В руководстве старшими подростками есть и еще одно условие: чтобы иметь авторитет у детей этого возраста, надо его завоевать. Подростки чутко улавливают любые противоречия во взглядах старших людей и болезненно относится к малейшему расхождению между тем, что взрослые утверждают и пропагандируют, и тем, как они сами поступают и думают.
Хотелось бы обратить внимание, что этот интересный и сложный мир подростков делится еще на мальчиков и девочек. Педагогика не может быть бесполой. У представителей «слабого» и «сильного» полов есть различия в поведении, своеобразие которого вызвано особенностями строения и развития человеческого организма, различиями в устройстве и функционировании нервной системы.
Девочки гораздо чувствительнее мальчиков в сфере личных взаимоотношений, более точно умеют «читать» в других людях их состояние, определять самочувствие окружающих людей.
Для мальчишек предпочтительна деятельность, связанная с преодолением физических трудностей. Тем более, что они считают себя более энергичными и деловыми людьми. Они более практичны, в то время как для девочек характерна словесно-речевая деятельность. Иначе говоря, девочки- большие любительницы порассуждать, поговорить, обсудить, осудить, что не свойственно мальчишкам.
Девочки чаще, чем мальчишки испытывают состояние тревоги, переживания, страха, опасности. Это не говорит за то, что мальчишкам не надо бояться, тревожиться. Дело в том, что мужской стереотип поведения не позволяет им внешне демонстрировать свои слабости, тем более трусость. Психологи утверждают, что мальчишки зачастую подавляют или маскируют в себе чувство тревоги и страха, тогда как девочки порой простодушно и открыто оповещают окружающих о своих переживаниях.
Еще по теме:
Отношения между супругами в молодой семье
Но вот создается семья, завершается первый и начинается второй год супружеской жизни. Если на первом году супружеской жизни молодых сопровождает угар эмоционально-телесных наслаждений, то на втором начинается некоторое успокоение и дальне ...
Личностная рефлексия
Личностный аспект рефлексии ориентирует понимание рефлексии как процесса переосмысления, как механизма «не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «я» его различных подструктур (типа «я» - физическое тело», «я» - ...
Мыслительные операции
Понятия и суждения являются такими формами отражения действительности, которые получаются в результате сложной умственной деятельности, состоящей из ряда следующих мыслительных операций:
1. Сравнение выделенных объектов.
Чтобы отразить ...