Проблемы смыслового восприятия речи
Что такое смысловое восприятие речи? Казалось бы, выделяя в речевом потоке слова, слушатель «расшифровывает» их значения. Однако, как показали исследования отечественных и зарубежных учёных, дело обстоит гораздо сложнее. Лексико-грамматические знания в понимании высказывания играют важную роль. Но понимание - это сложный целостный психологический процесс, который начинается с поиска общей мысли высказывания. С первых минут общения воспринимающий проявляет встречную мыслительную активность, направленную на постижение цели говорящего, мотива и скрытого смысла сообщения. Процесс декодирования опирается на множество факторов. Он представляет собой изначально целостный процесс, на ход которого влияют и особенности ситуации, и знания об адресате, и характер статусно-ролевых отношений между собеседниками, и невербальные элементы речи.
Понимание лексико-грамматических элементов является наиболее простой операцией декодирования высказывания. Но на осмысление слов в реальном общении существенное влияние оказывает конкретная ситуация. Большие для понимания трудности несут в себе предложения, построенные на основе семантической инверсии. Объектом понимания в речевой коммуникации выступает не отдельное предложение, а целостный текст.
Понимание речи представляет собой процесс свёртывания речевого произведения к исходной речевой схеме. Точное воспроизведение речи не есть его понимание.
Значительную роль в процессе восприятия высказывания играет встречная мыслительная активность адресата речи, запускающая механизм упреждающего понимания, прогнозирования в речевой деятельности.
Целью работы является изучение психолингвистических проблем смыслового восприятия речи.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи: изучить методическую, педагогическую, психологическую литературу по данной теме; изучить экспериментальное исследование данного вопроса.
Еще по теме:
Исследование проблем тревожности в отечественной
психологии
В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характ ...
Учебная деятельность
Ведущим видом деятельности у учащихся начальных классов является учебная деятельность.
Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых. Учебная деятельность не даётся человеку ...
Нравственная готовность к школьному обучению
Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений с взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С.Выготским внутренними этическими инстанциями.
...