Механизм грамматического структурирования в речевой деятельности ребенка дошкольного возраста
На основе исследований, обозначенных выше, можно следующим образом представить функционирование грамматического компонента языковой способности в речевой деятельности. Речевая деятельность — это речь, направленная на достижение определенных целей, использующая в качестве основного средства знаки языка — членораздельные звуки, слова в словосочетаниях и предложениях. Речь ребенка может быть направлена на достижение практических целей (получить игрушку, упросить бабушку пойти гулять без пальто и т. д.). Это обобщение, в которое речь включена не как самоцель, а как средство воздействия на партнера. Однако речь ребенка может воздействовать и на самого себя («Я не боюсь темноты, поэтому сейчас встану и пойду в неосвещенный коридор; мне не нравится холодный душ, но я хочу быть таким сильным и здоровым, как папа, поэтому буду обливаться после зарядки холодной водой»).
В описанных выше примерах речь подчиняется задачам игры, общения, деятельности; в соответствии с целью текст короток, не развернут, неполон. Обычно такую речь называют ситуативной. Ситуативная речь использует не только знаки языка, но и невербальные средства общения — жесты, мимику, выразительные движения, контакт глаз. Но есть еще один вид речи — художественно-литературное творчество, собственно речевая (художественно-речевая) деятельность, которая стремится в силу поставленных перед ней задач к преодолению этих характеристик. Рождение текста, формирование и формулирование мысли в слове в собственно речевой деятельности становится на какой-то миг как бы самоцелью. Хотя в словесном (литературном) творчестве всегда присутствует другой человек, к которому обращено творчество. Это тоже общение [2].
Таким образом, речевая деятельность — это целенаправленная, мотивированная деятельность, опосредствованная знаками языка и воздействующая на мысли, чувства и поступки другого человека (людей) или на самого себя через создаваемый в процессе ее текст. (Заметим, текст может быть равен всего одному слову.) Когда ребенок общается, он, как правило, весь обращен к миру предметов и к человеку, через управление, через сотрудничество с которым можно в этот мир проникнуть; либо обращен непосредственно к другому человеку, к его внутреннему миру и отражению своего «Я» в нем. Слово, языковая форма при этом «оказывается» как бы стеклом, через которое ребенок смотрит на мир. Этой позиции придерживались сторонники теории слова-стекла (например, А. Р. Лурия [26]). Однако, сталкиваясь с непониманием, встречая языковые трудности на пути к достижению цели, ребенок обращается к слову как к особому объекту познания, встает по отношению к нему в метаязыковую (над языковую) позицию, начинает играть со словом, обследовать его, экспериментировать в сфере смысла и формы. Возникает своеобразный вид игры — языковой. Языковые игры распространяются и на фонетику, и на лексику, и на грамматику. Так рождаются «песенки-шумелки» («эки-кики»), «языковая заумь» («тарабарский язык»), грамматические переборы («сплим», «сплям», «сплюм»), семантические курьезы («голова босиком», «нахмуренные брюки»).
Ученые — Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя и др. — выделяют в структуре речевой деятельности мотивационную, исполнительскую и ориентировочную часть, такие ее составляющие, как мотив (чего я хочу достичь своим речевым поступком), этап замысла, построение внутренней программы высказывания, исполнительскую часть и блок контроля. Причем все блоки в речевой деятельности работают параллельно, одновременно. Ученые считают, что в речевой деятельности есть как бы два уровня структур — глубинных семантико-синтаксических и поверхностных языковых. Речемыслительный процесс разворачивается поначалу в плане внутренней речи, но план этот не совпадает с тем текстом, с теми структурами, которые мы произносим (слышим). Внутренние семантические структуры языка закладываются в раннем возрасте в период до словесной жестовой речи; они близко взаимосвязаны со структурами внешних практических, игровых, предметных действий, отражают их. Речь-мысль разворачивается в зрительных и сенсомоторных кодах, лишь затем как бы переводится в единицы и структуры речи внешней (Н. И. Жинкин ). Ориентировочная часть речевой деятельности направлена на собеседника, его понимание и поведение, а также на содержание и форму воспринимаемой речи. Блок контроля сличает порождение речи с замыслом и с имеющимися в психике эталонами правильных единиц и конструкций.
Еще по теме:
Новации и традиции в социокультурном процессе
В данном разделе речь пойдет об особенностях социальной культуры, общесоциальных условиях, соотношении традиций и новаций в социокультурном процессе, влияющих на отношения личности к изменениям.
Изучением традиций и новаций занимаются мн ...
Волевая готовность к школьному обучению
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими вн ...
Мотивы достижения успеха и избегания неудач в развитии личности
Мотивация – это внутренняя детерминация поведения и деятельности. Как движущая сила человеческого поведения она, безусловно, занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая ее основные структурные образования: характер, направленн ...