Игра как средство социальной адаптации
Коррекционно-развивающая деятельность предъявляет определенные требования к знаниям и квалификации специалистов, которые, прежде всего, проявляются в умении владеть технологиями, позволяющими воплотить на практике идею "развивающейся личности" в "развивающемся мире" (И.В.Евтушенко, Е.А.Медведева, Л.Н. Комисарова, Г.Р. Шашкина, О.Л.Сергеева).
Проблему коррекционно-развивающей работы с детьми рассматривали отечественные педагоги и психологи еще в начале XX века (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, П.О. Эфрусси и др.). Научно доказано, что для детей, имеющих пограничные нарушения физического и психического здоровья, а также для детей группы педагогического риска необходима организация коррекционно-развивающей работы в школе (Т.А. Власова, 3.И.Калмыкова, И.Ю. Кулагина, Н.А. Менчинская, и др.) [30, с. 5].
Начало же игровой терапии было положено еще в 20-е годы прошлого века в работах зарубежных психологов. Развитие теории и практики использования игры в терапевтических и коррекционных целях длительное время осуществлялось в рамках двух подходов: первоначально в психоаналитическом, где использование игры осуществлялось в коррекционных и терапевтических целях и исторически связанно с теоретическими традициями психоанализа, а начиная с 50-х годов 20 века, в гуманистически-ориентированном подходе. В психотерапевтической практике инициатива использования игры в качестве лечебно-коррекционного средства принадлежит З. Фрейду. В его работах просматриваются два возможных подхода к детской игре. Один из них связан с пониманием игры как средства замещающего или символически удовлетворяющего потребности и влечения, которые присущи ребенку до и вне игры, но в реальной жизни не находят удовлетворения. Другой подход предполагает, что сами потребности и эмоции ребенка, которые оказываются предметом игры, меняют свою природу – ребенок становится активным по отношению к ним, овладевает ими, делает себя их автором. Это осмысление проблемы детской игры позволило заложить фундамент для развития психоаналитического подхода к игротерапии и ее становления как самостоятельного направления психотерапии [39, с. 86].
Игра в психологической практике, по мнению О.А.Карабановой [15, с. 13], рассматривалась как символическая деятельность, в которой ребенок, будучи свободен от давления и запретов со стороны социального окружения, с помощью игрушек, игровых действий с ними и ролей выражает в особой символической форме бессознательные импульсы и влечения. Основными механизмами коррекционного воздействия в игротерапии является:
- установление эмоционально-позитивного контакта между ребенком и взрослым, позволяющим терапевту принимать участие в игре ребенка и организовывать в игре актуализацию и проигрывание значимых для ребенка конфликтов, а также аналитической связи, осуществляя функции интерпретации символического значения детской игры;
- обеспечение проявления катарсис-формы эмоционального реагирования, приводящая к преодолению негативных эмоциональных переживаний и освобождению от них.
Игра представляет две возможности для катарсиса: собственно процесс игры, открывающий возможность свободного выражения чувств и эмоций ребенка, и вербализацию. Условием реализации катарсиса в процессе игротерапии являются отношения доверия, существующее между ребенком и психотерапевтом, отношения, снимающее страх и тревожность ребенка, обеспечивающее переживание чувства собственной безопасности.
Психологическая коррекция есть внесение позитивных изменений, дополнений в гибкую структуру личностных показателей индивида.
Еще по теме:
Исследование половых различий в эмоциональной сфере
В литературе отмечается большая эмоциональная чувствительность и эмоциональная нестабильность женщин. Выявлены отчетливые различия в эмоциональной сфере лиц мужского и женского пола. До настоящего времени не доказано, являются ли хотя бы ...
Выводы
Психологический выход из семейного конфликта прямо или косвенно реализуется через изменение общения между членами семьи. При этом обнаруживается парадоксальное на первый взгляд отношение обратившихся за помощью людей к формам своего конфл ...
Особенности учебной деятельности социально и педагогически
запущенных детей
Социально и педагогически запущенные школьники характеризуются следующими особенностями учебной деятельности.
1. Неуспешность, затрудненность учебы, низкий уровень обучаемости, связанные с небалансированным развитием индивидуально-психич ...