Заключение
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Ребенок психологически готов к школьному обучению прежде всего объективно, то есть обладает необходимым: для начала обучения уровнем психического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием. Память его также достаточно развита легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами.
Он уже знает из опыта: для того, чтобы запомнить нечто, надо несколько раз повторить это, то есть эмпирически овладевает некоторыми приемами заучивания. Относительно хорошо развита у 6-7-летнего ребенка наглядно-образная память, и имеются предпосылки для развития словесно-логической. Повышается эффективность осмысленного запоминания: экспериментально доказано, что семилетние дети значительно лучше (быстрее и прочнее) запоминают не бессмысленные для них, а понятные им слова. Речь младшего школьника в известной степени грамматически правильна, выразительна. Его словарь также достаточно богат, с довольно высоким удельным весом отвлеченных понятий. Ребенок может в достаточно широких пределах понимать услышанное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям - сравнению, обобщению, пробует делать выводы (разумеется, далеко не всегда правомерные). [2,136]
Исследования психологов и педагогов показали, что организованное обучение настолько развивает мышление детей 6-7 лет, что они способны, например, измерять твердые, жидкие и сыпучие тела с помощью условных мерок, делить целое на части, производить элементарное оперирование наглядно представленными множествами, решать и составлять простейшие примеры и задачи.[6,25]
Формируются и элементарные личностные проявления: дети ко времени поступления в школу уже обладают известной настойчивостью, могут ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя чаще не доводят дела до конца), делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости, им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности. Младший школьник уже имеет опыт (пусть небольшой) управления своими чувствами, опыт самооценки отдельных действий и поступков («Я хорошо поступил», «Это я не так сделал», «Вот теперь у меня получилось лучше »).[6,208]
Заметим, что в пределах уровня готовности к школьному обучению могут быть весьма значительные индивидуальные различия, определяемые состоянием здоровья детей, индивидуальными условиями их жизни и воспитания, в частности тем, как их готовили к будущей школьной жизни.
Психологическая готовность к школе - целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении. Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Еще по теме:
Общие и специальные способности. Задатки и способности. Талант,
гениальность, одаренность
Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения какой-либо деятельности.
Специальные способности - психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполн ...
Психологические вопросы физической культуры
Современный стиль жизни населения, особенно городского, включает в себя целый ряд отрицательных составляющих, в том числе и резкое уменьшение двигательной активности – гипокинезию. Снижение двигательной активности отрицательно сказывается ...
Типология детско-подростковой дезадаптации
В условиях школьного, семейного, общественного воспитания те или иные формы детской дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как "трудновоспитуемость". Трудновоспитуемость предполагает сопротивление ребенка целенаправ ...