Влияние развода родителей на подростков
Реакция подростков на развод, проявляющиеся непосредственно после него, исследованы и документированы достаточно хорошо. Одна из них - шок и отказ верить в случившееся - возникает в тех случаях, когда подросток не осознает всей глубины семейных проблем [25].
Гнев и враждебность - также весьма распространенная эмоциональная реакция подростка на развод родителей. Направлена она обычно на того из родителей, на которого возлагается вина за развод. Многие подростки озабочены только тем, как развод родителей повлияет на них самих, нимало не беспокоясь о чувствах самих родителей.
Другим распространенным переживанием является чувство вины и самоосуждения. Если у родителей возникает конфликт из-за детей, то они могут в какой-то степени переложить на себя ответственность за расставание взрослых или решить, что отец (мать) уходит потому, что хочет жить без детей. Подростки часто чувствуют глубокую растерянность из-за того, что родители разводятся, и старательно прячут это чувство от своих друзей.
После развода родителей подростку предстоит приспособиться к отсутствию одного из них - причем нередко именно того, к которому он был больше всего привязан. Девочка-подросток заметила: «Труднее всего было привыкнуть жить без отца. Я даже не представляла, как он мне нужен, пока он не ушел от нас» (из записей автора). Развод нередко сопровождается трауром, в чем-то сходным с горестным переживанием после смерти одного из родителей. Часто возникает чувство печали, потерянности, депрессии.
Если отец (мать) начинает встречаться с другим человеком и эмоционально привязывается к нему, подросток становится ревнивым и обидчивым, так как вынужден делить любовь близкого человека с кем-то, на его взгляд, посторонним. Если разведенный родитель вступает в новый брак, что обычно и происходит, то подросток сталкивается с необходимостью приспосабливаться к мачехе или отчиму [25].
Очень полезно, если после развода и отец и мать получают возможность беспрепятственно встречаться со своими детьми (при условии положительного влияния на них). Разумеется, если кто-то из родителей недостаточно подготовлен к таким встречам или ведет себя недостойно (допускает оскорбительные выпады), то его общение с детьми должно быть строго ограничено. При благоприятных же условиях, если детям позволяется видеть живущих отдельно родителей всегда, когда захочется, нервные расстройства у них сводятся к минимуму.
В некоторых случаях при разводе родителям присуждается право на совместную опеку. В такой ситуации подросток обычно, живя с одним из родителей, часто навещает другого. Совместная опека подразумевает, что подросток находится на попечении обоих бывших супругов и что они оба принимают решения, касающиеся его благосостояния. Проведенные исследования показали, что отцы, имеющие право на опеку, проявляют свои родительские чувства активнее тех, кто такого права не имеет. Кроме этого, при совместной опеке ни отец, ни мать не испытывают того напряжения, которое выпадает на долю родителя, полностью отвечающего за судьбу ребенка.
Такие соглашения между отцом и матерью требуют от обоих настоящей зрелости родительских чувств и взаимных уступок, иначе обсуждение вопроса воспитания детей грозит перерасти в крупную ссору и привести к дальнейшему ухудшению отношений. С каждой из сторон должны присутствовать добрая воля и желание найти общий язык - только тогда соглашение о совместной опеке действительно поможет родителям решать их нелегкие задачи.
Бывает и так, что один из бывших супругов из чувства мести пытается настроить детей против другого, запрещает им писать письма или звонить по телефону, старается, чтобы дети отсутствовали в часы, отведенные для совместных встреч. В таких случаях приходящий родитель, как правило, очень быстро обнаруживает, что между продолжительностью его посещений, степенью его близости к детям и теми отношениями, которые складываются между всеми членами семьи после развода, существует очень тесная взаимосвязь [10].
Еще по теме:
Уровни и развитие
специальных способностей
Способности имеют сложную структуру, которая зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей [12, с. 154]:
· репродуктивный
· творческий
Человек, находящийся на репродуктивном уровне, лишь обнаруживает высокое у ...
Саморегуляция личности юриста в процессе оценивания и оценки
Исключительная профессиональная ответственность и социальная значимость правового оценивания и правовых оценок, которые реализует каждый юрист в своей профессиональной деятельности, обязывает искать и разрабатывать различные психотехники ...
Диагностика степени реагирования в конфликтной
ситуации в классном коллективе
Целью диагностики является выявление связи между характером, темпераментом, эмоциональным состоянием ученика и степенью реагирования в конфликтной ситуации,
В рамках данной диагностики осуществлялось тестирование учащихся СШ №51 в двух к ...