Профессиональная деятельность и самоактуализация личности
2-й тип - профессия предполагает продвижение личности по ступеням мастерства. Но это скорее совершенствование данной области профессиональной деятельности, чем развитие способностей самой личности, т.е. можно говорить о профессиональном росте, но не о развитии личности;
3-й тип - движение в профессии осуществляется через развертывание, развитие и совершенствование качеств и способностей личности. Если в момент выбора профессии способности находились в потенциальном состоянии, то профессия актуализирует их и тем самым открывает перспективу развития личности;
4-й тип - совпадение с профессией обусловлено не только наличными способностями, но и творческой активностью личности в целом. Этот тип способен не только к движению и развитию в профессии, но и к преобразованию условий труда в адекватном своим способностям направлении.
Следовательно, только четвертый тип профессиональной идентификации может быть соотнесен с ориентацией личности на самоактуализацию. Только четвертый тип профессиональной идентификации характерен для личности, которая действительно развивается в процессе своего профессионального роста.
Человек “воспринимает работу не только как нечто от чего он ждет удовлетворения своих базовых физических и финансовых потребностей, но также как активность, от которой он надеется получить личное удовлетворение . он воспринимает свою работу, свою карьеру как часть себя,” - так характеризуют работу, рассматривая ее как интегративный компонент развития человека, Ф. Вондрасек, Р. Лернер, Дж. Шуленберг [цит. по 12]. Р. Хавигхерст отмечает, что “та часть жизни, которая протекает за пределами работы, тем не менее протекает под ее влиянием”.
Только недавно в западной психологии начали формироваться некоторые новые категории, предполагающие подход к пониманию развития профессиональной карьеры как неотъемлемой части жизненного пути” [30].
К.А. Абульханова-Славская, анализируя состояние этой области знания в российской науке, пишет: “Социальные психологи и социологи уделяют много внимания проблемам выбора профессии, профессиональной адаптации, развития профессиональных способностей, удовлетворенности трудом и профессией. . Однако вопрос о способе включения в профессию, а также о способе самоопределения личности в профессии, существенном для жизненной перспективы личности, не ставился. Между тем, по нашему мнению, характер самовыражения, самоопределения личности в профессии, формальный или творческий способ включения человека в профессию определяют как характер профессионального движения, так и жизненную перспективу личности” [1, с. 141].
Если избранная профессия не вступает в неразрешимое противоречие со сформировавшимися личностными чертами и предполагаемое профессиональное формирование личности соответствует основным ценностным представлениям, то в последующем можно ожидать органичной творческости, естественной спонтанности в профессиональном поведении. То есть в этом случае профессионализация связана с естественной связной поступательностью в развитии личности и сознательно отражаемым чувством личностного роста. Если этого не происходит, человек становится функционером, его сознание расщепляется: “для работы” и “для себя”. Он ведет себя как функция групповых ожиданий профессионального сообщества носителей обезличенной идеологии. Профессиональная деятельность отчуждается от личности. Отсутствует ее органичное развитие. Об этом пишет К.А. Абульханова-Славская: “ .изменение человека, его личности не всегда происходит как развитие. Часто, изменение человека - это своеобразная “уступка” обстоятельствам” [1]. Помочь человеку самоактуализироваться, найти свое место в мире, в том числе и место в профессии - это становится ведущей нормой гуманистического ориентированного сообщества.
Обобщая вышесказанное можно отметить, что возможность человека развить и реализовать свой потенциал, возможность самоосуществиться, самоактуализироваться в профессиональной сфере является решающим фактором оптимальной профессионализации. Самоактуализация может быть рассмотрена как “операциональный аналог личностной зрелости” [2]., когда человек обретает возможность истинного развития, способность к творчеству, преобразованию и облагораживанию Среды, в которой он живет, к слиянию с миром, к чувству единения с ним. Такого человека характеризует искренняя заинтересованность в личностном росте и совершенствовании других людей, стремление поддержать этот рост, при этом, не навязывая в качестве образца сложившиеся социальные стереотипы, а помогая другому человеку обрести собственное аутентичное его природе бытие.
Еще по теме:
Проявление темперамента у детей дошкольного
возраста
В основе индивидуальности ребенка лежат его природные особенности, обусловленные всевозможными комбинациями человеческих генов, некоторыми анатомо-физиологическими особенностями организма, головного мозга, органов чувств, а также типологи ...
Мотивы достижения успеха и избегания неудач в развитии личности
Мотивация – это внутренняя детерминация поведения и деятельности. Как движущая сила человеческого поведения она, безусловно, занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая ее основные структурные образования: характер, направленн ...
Классификация видов психологического тренинга
Для классификации тренинга применяются различные основания: теоретическая ориентация конкретных программ, цели тренинга, уровень психической организации, на котором ожидаются изменения.
Одним из самых очевидных способов классификации явл ...