Заключение
Одним из недостатков проективных методов принято считать субъективизм в оценке диагностируемых качеств личности. Но и объектом исследования также является субъект. Подход, в котором к исследованию субъекта, подходят, используя объективные методы, а качественные характеристики оцениваются количественно, вызывает ряд вопросов.
Другим недостатком проективных методов, принято считать то, что использовать их может только психолог, имеющий высокий уровень профессионализма. Но позвольте, какой уважающий себя психолог не пожелает иметь этот уровень, или хотя бы попытаться двигаться в направлении его приобретения. Сами проективные методы предоставляют огромные резервы для развития, как своих профессиональных качеств, так и самих методик.
Графические методы часто рассматриваются как несамостоятельные и вспомогательные. И специалистами они, в основном, оцениваются как весьма слабые и ненадежные процедуры. Однако они дают возможность человеку проецировать реальность и по-своему интегрировать ее. А значит, рисунок в значительной мере несет на себе отпечаток личности человека, его настроения, состояния, чувств, переживаний, отношений и т.д. Поэтому практики нередко используют рисуночные тесты. Результаты рисования мало зависят от способности ребенка вербализировать свои переживания. Да и для испытуемого не всегда понятно, каким образом его рисунки могут быть использованы, и какая информация может быть получена с их помощью.
Вербальный пласт психики все же в большей степени контролируем сознанием, нежели тот, в котором присутствует двигательная активность (мышечные движения). Первоначально на этот факт указал И. М. Сеченов, отметив, что двигательный акт направлен на целостное выражение психики. Присутствие моторики в процессе рисования дает дополнительную возможность нивелировать контролирующую функцию сознания и тем самым санкционировать проявление бессознательного.
Проективные графические методики используются и для целей психодиагностики, и в процессе психотерапии. Они способствуют, как самовыражению, так и самопониманию клиента. Еще Гегель писал: «Лучшее облегчение боли в том, чтобы ее выкричать, высказать ее целиком. Только в выражении она осознается, а то, что осознается, потом уходит».
Интересным подходом, указывающим перспективное направление в развитии самих проективных методик, представляется метод, предложенный Яценко Т. С., в котором используется комплекс тематических психорисунков. Использование комплекса рисунков позволяет наиболее глубоко и точно произвести диагностику. При работе с рисунками первоначальная гипотеза обогащается нюансами в результате понимания каждого нового рисунка и нахождении взаимосвязи вновь открытой информации с уже имеющейся. Если диагностика верна, она обязательно подтверждается новыми рисунками, четко вырисовывается логическая связь и направленность психики [9].
Тяга к «искусству думать картинками», как выразился индусский философ Х. Кумарашвами, является фундаментальной основой творческого мышления и поступков, именно в ней, возможно, наш единственный шанс избежать пустой рутины и не превратится в винтики, гигантского часового механизма, тикающего в бездуховной Вселенной [17.].
Еще по теме:
Психологические особенности младших школьников
психологический школьник учебный эмоциональный
Прежде чем перейти к рассмотрению психологических особенностей младших школьников необходимо дать определение, что же такое младший школьный возраст.
По мнению Крутецкого В.А. младшим школь ...
Независимость и владение собой в правовой оценке. Истинность и справедливость
правовых оценок
В своем онтогенезисе (личностном развитии) каждый человек имеет несколько десятков или более генетически заложенных психических свойств, таких, как способность и умение научиться прямохождению, человеческой речи, посылать информационные п ...
Основные задачи обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Как указывает Г.В.Чиркина, основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, ...