Особенности взаимодействия родитель – ребенок у подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению

Материалы » Девиантное поведение подростков » Особенности взаимодействия родитель – ребенок у подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению

Страница 2

10% благополучных подростков дисциплинированы и редко перечат взрослым, 36,67% отстаивают свою точку зрения без проявления агрессии, подчиняются обоснованным требованиям взрослых, изредка их нарушая. 53,33% периодически нарушают дисциплину, не выполняют требования взрослых, 33,33% иногда прогуливают уроки (против 10% подростков категории СОП).

Склонностью к систематическому нарушению дисциплины, непосещению занятий и не выполнению требований взрослых отличаются 63,34% подростков из неблагополучных семей, 20% характеризуются выраженностью нонконформистских тенденций и постоянным нарушением норм и правил, 6,67% подростков категории СОП игнорируют нормы и правила, постоянно нарушают дисциплину, систематически прогуливают уроки (см. диаграммы 1-2).

Следовательно, на основании результатов описательной статистики можно сделать вывод о том, что большинство подростков из неблагополучных семей склонны к нарушению норм и правил, отрицанию общепринятых ценностей и моделей поведения, демонстрируют ярко выраженные нонконформистские тенденции. Небольшой процент (10% и 6,67%) склонны к делинквентному поведению, 3,33% испытуемых категории СОП имеют алкогольную или никотиновую зависимости.

23,3% благополучных подростков (как и 23,33% с девиантным поведением) не склонны к проявлению агрессии, у 50% агрессивность проявляется в ответ на встречную агрессию (против 3,33% подростков категории СОП), 26,67% благополучных подростков и 16,67% неблагополучных склонны к периодическим вспышкам агрессии, чаще косвенной и вербальной, раздражении и обиде (см. диаграммы 3-4).

Диаграмма 3-4. Уровни склонности к агрессии и насилию у недевиантных и девиантных подростков

46,67% девиантных подростков склонны решать возникающие проблемы с помощью агрессии и насилия, 10% не принимают иных способов действия при попытке "защитить свои интересы.

Таким образом, у подавляющего большинства подростков из благополучных семей отмечается просоциальное поведение, в то время как у подростков из неблагополучных семей – девиантное.

2. Диагностика особенностей взаимодействия родитель-ребенок.

Согласно данным диагностики взаимоотношений родитель-ребенок (в связи с тем, что многие испытуемые из неполных семей диагностировались отношения подростка и матери) в целом по выборке подростки, удовлетворены сложившимися отношениями с матерью (среднее = 12,; медиана = 12; мультимодальное распределение). Данные описательной статистики по выборке приведены таблице 2.2

Таблица 2.2 Данные описательной статистики взаимоотношений родитель-ребенок по выборке

Среднее

Медиана

Мода

Частота

Дисперсия

Стандартное отклонение

Ошибка среднего

Требовательность матери

11,42

12,00

13,00

10

10,28

3,20641

0,413946

Строгость матери

11,78

12,00

16,00

13

9,43

3,07032

0,396376

Контроль со стороны матери

10,07

10,00

9,000

12

4,74

2,17744

0,281106

Эмоциональная близость с матерью

10,7

10,00

9,000

13

8,89

2,98187

0,384957

Принятие ребенка матерью

10,87

10,00

8,000

12

8,35

2,89047

0,373158

Сотрудничество с матерью

9,75

9,00

9,000

19

4,05

2,01372

0,259971

Согласие между ребенком и матерью

10,1

10,00

9,000

14

4,29

2,07242

0,267548

Последовательность матери

10,23

11,00

12,00

16

4,18

2,04497

0,264005

Авторитет матери

10,58

10,00

Multiple

10,15

3,18520

0,411207

Удовлетворенность отношениями с матерью

12,47

12,00

Multiple

20,73

4,55277

0,587760

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Уровни и развитие специальных способностей
Способности имеют сложную структуру, которая зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей [12, с. 154]: · репродуктивный · творческий Человек, находящийся на репродуктивном уровне, лишь обнаруживает высокое у ...

Проблема соотношения общего и особенного в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах
Для психологов совершенно очевидно, что взрослым, воспитывающим и обучающим детей, общающимся с ними и работающим в направлении их развития, обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей. Дошкольное и младшее школьное детство г ...

Осознаваемая и подсознательная деятельность мозга
ВНД человека протекает на двух уровнях – подсознания и сознания. На уровне подсознания протекают следующие виды деятельности мозга. 1. Переработка ранее поступившей информации, устранение несущественной, выбор существенной и сохранение е ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru