Особенности взаимодействия родитель – ребенок у подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению
10% благополучных подростков дисциплинированы и редко перечат взрослым, 36,67% отстаивают свою точку зрения без проявления агрессии, подчиняются обоснованным требованиям взрослых, изредка их нарушая. 53,33% периодически нарушают дисциплину, не выполняют требования взрослых, 33,33% иногда прогуливают уроки (против 10% подростков категории СОП).
Склонностью к систематическому нарушению дисциплины, непосещению занятий и не выполнению требований взрослых отличаются 63,34% подростков из неблагополучных семей, 20% характеризуются выраженностью нонконформистских тенденций и постоянным нарушением норм и правил, 6,67% подростков категории СОП игнорируют нормы и правила, постоянно нарушают дисциплину, систематически прогуливают уроки (см. диаграммы 1-2).
Следовательно, на основании результатов описательной статистики можно сделать вывод о том, что большинство подростков из неблагополучных семей склонны к нарушению норм и правил, отрицанию общепринятых ценностей и моделей поведения, демонстрируют ярко выраженные нонконформистские тенденции. Небольшой процент (10% и 6,67%) склонны к делинквентному поведению, 3,33% испытуемых категории СОП имеют алкогольную или никотиновую зависимости.
23,3% благополучных подростков (как и 23,33% с девиантным поведением) не склонны к проявлению агрессии, у 50% агрессивность проявляется в ответ на встречную агрессию (против 3,33% подростков категории СОП), 26,67% благополучных подростков и 16,67% неблагополучных склонны к периодическим вспышкам агрессии, чаще косвенной и вербальной, раздражении и обиде (см. диаграммы 3-4).
Диаграмма 3-4. Уровни склонности к агрессии и насилию у недевиантных и девиантных подростков
46,67% девиантных подростков склонны решать возникающие проблемы с помощью агрессии и насилия, 10% не принимают иных способов действия при попытке "защитить свои интересы.
Таким образом, у подавляющего большинства подростков из благополучных семей отмечается просоциальное поведение, в то время как у подростков из неблагополучных семей – девиантное.
2. Диагностика особенностей взаимодействия родитель-ребенок.
Согласно данным диагностики взаимоотношений родитель-ребенок (в связи с тем, что многие испытуемые из неполных семей диагностировались отношения подростка и матери) в целом по выборке подростки, удовлетворены сложившимися отношениями с матерью (среднее = 12,; медиана = 12; мультимодальное распределение). Данные описательной статистики по выборке приведены таблице 2.2
Таблица 2.2 Данные описательной статистики взаимоотношений родитель-ребенок по выборке
Среднее |
Медиана |
Мода |
Частота |
Дисперсия |
Стандартное отклонение |
Ошибка среднего | |
Требовательность матери |
11,42 |
12,00 |
13,00 |
10 |
10,28 |
3,20641 |
0,413946 |
Строгость матери |
11,78 |
12,00 |
16,00 |
13 |
9,43 |
3,07032 |
0,396376 |
Контроль со стороны матери |
10,07 |
10,00 |
9,000 |
12 |
4,74 |
2,17744 |
0,281106 |
Эмоциональная близость с матерью |
10,7 |
10,00 |
9,000 |
13 |
8,89 |
2,98187 |
0,384957 |
Принятие ребенка матерью |
10,87 |
10,00 |
8,000 |
12 |
8,35 |
2,89047 |
0,373158 |
Сотрудничество с матерью |
9,75 |
9,00 |
9,000 |
19 |
4,05 |
2,01372 |
0,259971 |
Согласие между ребенком и матерью |
10,1 |
10,00 |
9,000 |
14 |
4,29 |
2,07242 |
0,267548 |
Последовательность матери |
10,23 |
11,00 |
12,00 |
16 |
4,18 |
2,04497 |
0,264005 |
Авторитет матери |
10,58 |
10,00 |
Multiple |
10,15 |
3,18520 |
0,411207 | |
Удовлетворенность отношениями с матерью |
12,47 |
12,00 |
Multiple |
20,73 |
4,55277 |
0,587760 |
Еще по теме:
Уровни и развитие
специальных способностей
Способности имеют сложную структуру, которая зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей [12, с. 154]:
· репродуктивный
· творческий
Человек, находящийся на репродуктивном уровне, лишь обнаруживает высокое у ...
Проблема соотношения общего и особенного в старшем
дошкольном и младшем школьном возрастах
Для психологов совершенно очевидно, что взрослым, воспитывающим и обучающим детей, общающимся с ними и работающим в направлении их развития, обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей. Дошкольное и младшее школьное детство г ...
Осознаваемая и подсознательная деятельность мозга
ВНД человека протекает на двух уровнях – подсознания и сознания.
На уровне подсознания протекают следующие виды деятельности мозга. 1. Переработка ранее поступившей информации, устранение несущественной, выбор существенной и сохранение е ...