Заключение
Проведённое исследование было посвящено изучению межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи.
Был изучен и учтён накопленный в психологии и дефектологии теоретический и экспериментально-практический опыт исследования межличностных отношений и детей с задержкой речи. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам межличностных отношений, семейного воспитания, типов родительского отношения определил важное значение семьи в формировании личности ребёнка, её первостепенную роль в дальнейшей её социализации. Проблема семейных отношений определяется как важнейшая в течение последних десятилетий. Однако до сих пор эта область изучена еще недостаточно. Поэтому особенно важным, сегодня становится вопрос всестороннего изучения этой области. Изучение семейных межличностных взаимоотношений осложнено многими факторами:
Во-первых, сложностью семьи как социальной и психологической системы. Семья включает в себя большое число всевозможных отношений и взаимосвязей, для формирования которых имеют значение личностные особенности членов семьи, ее социального окружения, обычаи, традиции, социально-экономические условия и т.д.
Во-вторых, отсутствием единого подхода к проблемам семьи, единого понимания ее сущности и структуры. Пока не выработана общая теория, которая могла бы стать основой для изучения семьи, вместо нее имеется значительное количество школ, течений и направлений с различными, нередко трудно сопоставимыми подходами.
В-третьих, тем, что предметом семейной психологии является та область жизни, которая подвержена влиянию социальных стереотипов, и представление о которой испытывает значительное воздействие обыденного опыта. Каждый человек имеет свой собственный семейный опыт и зачастую исходит только из него, пытаясь понять, что такое семейные отношения вообще.
В-четвертых, изучение семьи осложняется скрытностью (интимностью) многих происходящих в семье событий, а также их изменчивостью и отсутствием четких контуров.
Теоретический анализ литературы по проблеме межличностных отношений в семьях с детьми с задержкой речевого развития показал, что для понимания ситуации необходимо с одной стороны, восприятие семейных отношений ребёнком. С другой стороны, важно иметь представление о реакции родителей на дефект ребёнка, проанализировать их взгляды на возможность взаимодействия с ним, а так же выявить субъективное отношение родителей на личные отношения супругов друг с другом.
На основе результатов исследования были получены данные об особенностях детско-родительских и межличностных отношениях.
В семьях нормально развивающихся детей отношение к ребёнку характеризуется активностью и противоречивостью. Родитель здорового ребёнка отвергает его, воспринимает плохим и неудачливым, испытывает к ребенку досаду, раздражение, обиду, не доверяют и не уважает его, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Но при этом взрослый проявляет интерес к тому, что интересует ребенка, поощряет его самостоятельность и инициативу, стараясь быть с ним на равных. В данных семьях наблюдаются эмоционально - тёплые отношения и симпатия в паре. Во главе семейной системы стоит любовь родителей и сильное стремление взрослого не отпускать от себя ребёнка, ощущать себя с ним единым целым, стремится удовлетворить любую его потребность, оградить от трудностей и неприятностей в жизни. Помощь детям в их личностном становлении выражается в симбиотическо – авторитарном типе родительских отношений, направленного на совместную кооперацию.
В семьях детей с общим недоразвитием речи отношение к ребёнку, характеризуются принятием, симбиозом и инфантилизацией. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы и планы, считает неудачи ребёнка разрешимыми и верит в его способности, при этом учитывая интересы, мысли, желания, чувства и поступки. Поэтому говорить о межличностных отношениях между супругами очень сложно, т.к. во главе семейной системы стоит ребёнок, вокруг которого объединяются родители и направляют всё своё внимание, заботу и ласку на него.
На основе проведённого исследования была составлена программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (III уровня) в возрасте 6-7 лет и их родителей, средствами игротерапии. которая помогает успешно решать задачи, которые стоят в логопедических группах, и помогает менять восприятие родителем своего ребёнка.
В ходе проведённого экспериментального исследования была подтверждена гипотеза, о том, что в процессе игротерапии происходит существенная гармонизация межличностных отношений в семье с ребёнком, имеющим задержку развития речи.
ребенок задержка речь игротерапевтический коррекция межличностный
Еще по теме:
Роль социальных факторов, влияющих на появление делинквентности
Делинквентное поведение подростков - почти всегда результат неправильного воспитания. Неправильное воспитание - это недостаточное или чрезмерное. Его характеризуют два основных стиля: тепличной опеки и холодной отверженности. У благополуч ...
Теория привязанности
Теория привязанностей имеет начало в психоанализе З. Фрейда и теории стадийного развития Э. Эриксона, теории вторичного подкрепления и социального научения Долларда и Миллера. Однако наиболее сильное влияние здесь имеет этологический подх ...
Исследование леворукости
Мною было обследовано 28 учащихся СОШ №4, г. Моршанска в возрасте 7-12 лет, в том числе 13 мальчиков и 15 девочек. Для определения функциональных асимметрий учащихся проводился набор тестов и проб, объективный многопараметрический контрол ...