Границы семьи
Любая система имеет свои границы, которые определяют ее структуру и, соответственно, определено содержание психодинамики семейной жизни. Границы системы или подсистемы представляют собой "правила, определяющие, кто и как участвует во взаимодействии" С. Минухин определял внешние границы, как границы между семьей и расширенной системой. Они проявляются в разнице правил, по которым члены семьи ведут себя по-разному друг с другом и с внешним окружением, а внутренние границы, как границы между различными подсистемами, определяющиеся тем, насколько отличаются правила взаимодействия в этих подсистемах.[24] С точки зрения А.Я.Варги, границы адекватно функционирующей семьи хорошо определены и достаточно гибки, чтобы семья могла успешно выполнять функции, соответствующие стадии жизненного цикла. [7] По степени проницаемости выделяют жёсткие, размытые и проницаемые границы. В хорошо функционирующих семьях границы между подсистемами ясно и проницаемы. Недостаточно чёткие внутренние границы затрудняют развитие семьи и взросление её членов и приводят к возникновению межпоколенных коалиций – объединений между членами различных подсистем. Особенности внешних границ отражают степень открытости семейной системы для контактов с внешним миром. Слишком открытые семейные системы похожи на "проходной двор", куда в любую минуту могут вторгнуться извне. Такая семья не обеспечивает необходимый уровень комфорта и безопасности для её членов. Но не менее опасна чрезмерная закрытость системы. Члены семьи такой системы, как правило, отличаются повышенной тревожностью, испытывают страх перед внешним миром, могут иметь трудности при установлении контактов с другими людьми. Так, анализ границ между поколениями отражает специфические структурные различия между ними в сплочённости и иерархии.
Еще по теме:
Половой вопрос и трудные дети
Дети, социально выбитые из колеи, довольно часто рано развёртывают свою половую жизнь, притом не только в нормальных, но и в извращённых её формах.
Причиной этого избыточного полового возбуждения (гиперсексуальности) является невозможнос ...
Психическая деятельность и вызванные потенциалы
Вызванный потенциал— электрическая реакция мозга на внешний раздражитель или на выполнение умственной (когнитивной) задачи. Наиболее широко используемыми раздражителями являются визуальные для регистрации зрительных ВП, звуковые для регис ...
Развитие и формирование личности депривированного ребёнка
Уже вскоре после рождения ребенка происходят события, имеющие важное значение для формирования его будущей личности: становление общения в ходе контактов с близкими взрослыми. Общение имеет прямое отношение к развитию личности детей потом ...