Отечественные и зарубежные теории депривации

Материалы » Влияние депривации на психическое развитие личности в детском возрасте » Отечественные и зарубежные теории депривации

Страница 1

Современные теории психической депривации исходят из разных направлений и, следовательно, имеют определённую несогласованность по ряду вопросов в рамках рассмотрения данного феномена. Несогласованность этих теорий, прежде всего, состоит в том, что именно конкретные авторы выделяют в качестве основополагающего фактора возникновения депривации и в том, как они объясняют её воздействие на формирование личности ребёнка.

В начальном этапе рассмотрения вопросов, касающихся психической депривации, главенствующее место занимал классический психоанализ. В дальнейшем появились концепции как авторов других психологических школ (этологический подход, теория учения), так и модернизировались работы последователей психоанализа.

Современное состояние теоретического изучения проблемы психической депривации характеризуется, как уже было сказано, выраженным диссонансом взглядов, а также незаконченностью самой психологической теории.

В целом можно выделить несколько направлений, занимающихся изучением рассматриваемой проблемы, которые будут кратко рассмотрены.

I. Как было сказано, первые работы по исследованию психической депривации относятся к классическому психоанализу З. Фрейда. Нельзя сказать, что З. Фрейд специально в отдельности изучал этот феномен, но некоторые его стороны отчётливо видны в таких рассматриваемых автором явлениях как Эдипов комплекс и нарциссизм.

В рамках изучения Эдипова комплекса З. Фрейд отмечал, что в возрасте четырех-пяти лет у ребёнка возникает сильная сексуальная привязанность к матери. Привязанность к фигуре матери и зависимость от нее – это больше, чем привязанность к конкретному человеку. Это стремление оказаться в ситуации, в которой ребенок любим и окружен заботой и еще не должен нести никакой ответственности. Можно сказать, что отношение ребенка к матери, в теории З. Фрейда, основывается на непосредственном удовлетворении сексуального инстинкта [35]. Позднее, в своем исследовании нарциссизма З. Фрейд вводит новое понимание эмоциональных уз с другим лицом, которое является более банальным и примитивным – оно обоснованно «аналитическим» отношением, то есть отношением к лицу, предоставляющему пищу, одежду и защиту [18]. Из этого классического психоаналитического представления исходил P.А. Шпиц, который в своей исследовательской работе о генезе связей объектов различал три стадии в их развитии в течение первого года жизни, представляющие собой уровни возрастающей сложности в психической структуре индивида. Начало каждой из этих последовательных стадий знаменуется появлением специфического аффективного поведения, которое Р.А. Шпиц рассматривал как индикатор наступления новой фазы [40].

1. Стадия преобъектальная (0 - 3 месяца), когда ребенок не дифференцирует поступающие стимулы и не отделяет самого себя от своего окружения.

2. Стадия предварительного объекта (приблизительно 3 - 6 мес.), когда ребенок реагирует улыбкой на увиденное лицо, отличая его от окружения. Это является ответом не на конкретного индивида, а на простую структуру, имеющую свойства гештальта и образованную простой, привилегированной частью лица, которая должна находиться в движении. Наблюдаемая на этой стадии реакция является индикатором того, что у младенца произошел поворот от исключительного восприятия стимулов, возникающих внутри него, к внешнему миру, к восприятию стимулов окружающей среды.

3. Стадия «объекта» (между 6 - 8 месяцами), когда ребенок начинает отличать знакомое ему лицо от незнакомого и начинает также проявлять тревогу при разлуке со знакомым человеком. По мнению Р.А. Шпица, эта реакция является индикатором установления собственно либидинозного объекта (объекта любви), который отныне будет отличаться от любого другого. Следовательно, возникающая у ребёнка тревога обусловлена страхом потери объекта любви (главным образом, матери), отношения с которым приобретают первостепенное значение [40].

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Отношения с окружающими
Изменяются с поступлением в школу и отношения ребенка с окружающими. Учитель обращается к нему, как правило, строже, чем воспитательница, в которой он видел «заместительницу» мамы. И дома к нему уже относятся по-другому: как к человеку, у ...

Проблемы смыслового восприятия речи
Исследования отечественных и зарубежных учёных показали, что восприятия речи человеком процесс более сложный, чем нам казалось бы. В современной психолингвистике ещё нет принятой всеми учёными модели смыслового восприятия высказывания. Н ...

Мыслительные процессы
Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого че ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru