Проявление признаков характеризующих отношение в семье
Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.
Размером и размещением фигуры, будет также выражена значимость. Например, наименьшую значимость имеет тот, кто нарисован ниже всех в конце ряда или даже пропущенный.
Производящий наибольшее впечатление родитель может быть изображен с большими руками, если воспринимается как враждебная, угрожающая фигура.
Руки родителя маленькие, слабые или вообще их нет - родитель слаб, менее значим.
Если изображены родители или няня, то акцент на руках может означать ожидаемую или реальную агрессию.
С большими руками изображается родитель, производящий наибольшее впечатление, и воспринимающийся, как враждебная, угрожающая фигура.
Ничтожно маленькая фигурка на фоне больших родителей – чувство вины, ощущение беспомощности (гиперконтроль), манипулирование родителей.
Некоторые авторы интерпретируют малый размер фигуры, ограниченный набор цветов и бедность деталей, как низкую самооценку [8].
Маленькая фигурка кого-то из окружающих – отрицание персонажа.
Фигура одного из родителей намного больше других, часто с большими руками – один из родителей диктатор (угроза расправы).
Избегание рисования членов семьи – воспоминания о них негативны и ребенок избегает этой темы. Отсутствие члена семьи – выражение негативного отношения к этому человеку, отвержение или символическое исключение. Не рисуя кого-то из членов семьи, ребенок снимает проблему тревожности и конфликтности, исходящей от этого персонажа. В. С. Мухина, собравшая большую коллекцию детских рисунков, не склонна интерпретировать опускание в рисунках члена семьи как выражение негативного отношения: «Один и тот же ребёнок, может в одном рисунке представить всех, а через несколько дней, рисуя свою семью, вдруг упустить из виду кого-нибудь. И делал он это не нарочно без всяких внешних причин объясняющих забывчивость» [17].
Отсутствие себя, наблюдается в рисунках детей с чувством неполноценности или отсутствием вовлечённости, с чувством вины перед родителями. Родительское недовольство, чрезмерная критика, предпочтение брата (сестры) склонны поощрять низкую самооценку, подавлять инициативу и желание достижения. Это приобретает еще большее значение, когда все остальные расположены в хронологическом порядке и ребенок не самый младший. Не рисуя себя или отождествляя себя с братом или сестрой, ребенок так же снимает проблему.
Рисунки без людей – сложности в межличностных отношениях.
Кинетический рисунок семьи (когда все члены семьи, включая ребёнка, заняты каким-то делом) позволяет узнать мнение ребёнка о членах семьи и семейной патологии. При работе со школьниками и подростками этот метод особенно эффективен.
Если рисуется игра - это значит, что ребенок признает связь между членами семьи, взаимный интерес и одновременно соперничество за влияние в семье.
Ребёнок изображает себя играющим с кем-либо – хорошее отношение или сильное желание более близких отношений.
Предмет в игре, его положение по отношению к персонажам указывает на решающую роль этого персонажа. Если предмет лежит, не находится рядом, то энергия распределена равномерно. Если лежит возле ноги – то персонаж неадекватен в смысле соперничества.
Еще по теме:
Влияние взрослого на «Я-концепцию» ребенка дошкольного возраста в работах Г.С.
Абрамовой
Дошкольным по Абрамовой Г.С. является возраст 5-7 лет, она называет этот период серединой детства, и разделяет на младший дошкольный и старший дошкольный. Она отмечает, что для этого возраста характерна повышенная чувствительность ребенка ...
Агрессия у животных
Агрессия животных такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественном виде, служит для сохранения жизни и вида.
Агрессивное поведение животных, это практически тоже самое, что и у человека, то есть – это действие животного, направле ...
Педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у
подростков в процессе внеклассной воспитательной работы
Нами выделены следующие педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы в условиях школы: во-первых, информирование ученика о здоровом образе жизни (организац ...