Определение уровня зрелости нервных процессов: теппинг-тест
В диагностической работе мы воспользовались теппинг-тестом О. Черниковой (в модификации А.И. Вайнштейна, В.П. Жура, Л.В. Кармановой). [16, с.355]
На листе бумаги воспитателем (психологом) рисуются 6 квадратов. Нумеруются они следующим образом:
2 |
3 | |
6 |
5 |
4 |
(Это делается для того, чтобы ребенок не терял времени в процессе выполнения тестового задания при переходе к работе с 3-го в 4-й квадрат.) Перед проведением теста детям несколько раз дают поиграть в игру "Насыпем птичкам в клетки зернышек" с тем, чтобы у них образовался навык проставления точек в максимально быстром темпе. Затем проводится сам тест. У каждого ребенка лист с квадратами и карандаш. По сигналу воспитателя дети начинают в максимальном темпе ставить точки в 1 квадрат ("сыпать зернышки птичке"). По второму сигналу ребенок без остановки переходит к работе во втором квадрате и т.д. Продолжительность проставления точек в каждом квадрате по 10 секунд. В целом тестирование длится 1 минуту. Тест выявляет динамику работоспособности ребенка. Воспитатель анализирует полученные данные по каждому ребенку.
К сильному типу нервной системы относят детей, у которых разница между 1-м и 6-м квадратом отсутствует или же наблюдается увеличение точек в 6-м квадрате. Сильный тип нервной системы характеризуется отсутствием пиков. Пиком считается увеличение более чем на 10 % числа точек в одном квадрате по отношению к среднему показателю точек. Средний показатель вычисляется путем сложения числа точек во всех 6 квадратах и делением на число квадратов, т.е. на 6. Эти показатели говорят о том, что у ребенка сохраняется высокая работоспособность без значительных колебаний в течение заданного времени.
Слабый тип нервной системы характеризуется значительным снижением количества точек в последних квадратах и наличием нескольких пиков. Это является показателем того, что период работоспособности ребенка непродолжителен и характеризуется перепадами.
Анализ результатов
Мирослава Е., 4 года
У Мирославы сильный тип нервной системы, т.к. число точек в 6-м квадрате превысило число в 1-м квадрате. Также показателем сильного типа нервной системы является отсутствие пиков, т.е. увеличения более чем на 10 % числа точек в одном квадрате по отношению к среднему показателю точек. Эти показатели говорят о том, что у Мирославы сохраняется высокая работоспособность без значительных колебаний в течение заданного времени.
Даша Г., 4 года
Даша обладает сильным типом нервной системы. Число точек в 1-м и в 6-м квадрате одинаковое. Также показателем сильного типа нервной системы является отсутствие пиков, т.е. увеличения более чем на 10 % числа точек в одном квадрате по отношению к среднему показателю точек. Эти показатели говорят о том, что у Даши сохраняется высокая работоспособность без значительных колебаний в течение заданного времени.
Никита Ф., 3,5 года
В результате теппинг-теста мы пришли к выводу, что у Никиты слабый тип нервной системы. Он характеризуется значительным снижением количества точек в последних квадратах и наличием нескольких пиков. Это является показателем того, что период работоспособности непродолжителен и характеризуется перепадами. В деятельности Никита уравновешен, инертен.
Саша М., 4 года
Саша является обладателем слабого типа нервной системы. В последних квадратах количество точек значительно меньше по сравнению с 1-м квадратом. Также показателем слабого типа нервной системы является наличие пиков. Саша характеризуется низкой работоспособностью и быстрой утомляемостью.
ТЕСТ для родителей
"Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка?" (Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000г.)
Мы провели тестирование с родителями, которое помогло глубже изучить темперамент детей, т.к. поведение в детском саду и в семье может быть неодинаковым.
Изучив результаты теста мы пришли к выводу:
У Мирославы сангвинический тип темперамента, т.к. практически во всех вопросах родители Мирославы отметили вариант а). Это говорит о том, что Мирослава одинаково легко вступает в общение как со знакомыми людьми, так и незнакомыми. Охотно включается в игры, рвется выполнять задания в числе первых. Как дома, так и в детском саду ведет себя активно, энергично, преобладает веселое настроение.
Даша Г.
Даша вспыльчивая, несдержанная, быстро успокаивается, если ей идут на встречу, уступают. Ее движения порывисты, но непродолжительны. Настроение часто меняется, не заканчивает начатое. Пользуется авторитетом среди сверстников. Холерик берется со страстью за любое дело, страшно инициатив. В общении вспыльчива, резка, не сдерживает эмоции. Данные показатели свидетельствуют о том, что у Даши холерический тип темперамента.
Еще по теме:
Взаимосвязь оценки окружающих, самооценки и успеха
в обществе
Психологи специально изучают влияние, которое оценка окружающих оказывают на человека. [7, 6, 14]
Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методис ...
Виды межличностных отношений
межличностный отношение подросток
Межличностные отношения делятся на личные и деловые, эмоциональные и рациональные, официальные и неофициальные, координационные и субкоординационные.
Личными называют отношения, которые возникают между ...
Понятие психологической готовности к изменениям
По мнению Б.Д. Парыгина (1991), на пути поисков выхода из кризиса одна из ключевых ролей принадлежит феномену психологической готовности. Он отмечает, что «в ситуации замкнутого круга, когда объективные и социально-психологические факторы ...