Понятие адаптации
В связи с этим возникает необходимость нормализации психического состояния, смягчения отрицательных влияний чрезмерной психической напряженности и активации восстановительных процессов. В подобной ситуации выявляется важность психической подготовки, умения управлять собой, что повышает эмоциональную устойчивость и резистентность организма к неблагоприятным факторам.
Антистрессовая устойчивость понимается как результат развития адаптации, вследствие которой организм приобретает новое качество, а именно адаптацию в виде резистентности, устойчивости к стрессорному влиянию, тренированность, новые навыки. Это новое качество проявляется в дальнейшем в том, что организм не может быть поврежден теми факторами, к которым приобрел адаптацию и, следовательно, в широком биологическом аспекте адаптационные реакции являются реакциями, предупреждающими повреждение организма, составляя основу естественной профилактики.
Повышение устойчивости к какому-либо одному фактору риска (вызвавшему первоначальную адаптацию), одновременно повышает устойчивость и к другим повреждающим факторам риска.
Многочисленные данные науки и практики убедительно свидетельствуют о возможностях тренировки эмоций, которые повышают стрессоустойчивость, препятствуют развитию чрезмерных по силе и продолжительности эмоциональных реакций, предупреждают нарушения нервно-психической сферы у здоровых людей в специфических областях деятельности, где нередко возникают стрессовые ситуации, способные травмировать психику, а через нее и многие другие системы организма. [6]
В изучении проблемы эмоционального стресса и при разработке профилактических антистрессовых мероприятий следует исходить из того, что не всякое эмоциональное напряжение причиняет вред здоровью. Определенный уровень умеренного эмоционального напряжения формирует необходимую психологическую основу для успешной деятельности, для преодоления естественных трудностей в различных жизненных обстоятельствах.
Учитывая эти факты, можно говорить о наиболее успешных, уже апробированных жизнью, техниках адаптации к критическим ситуациям. Некоторые авторы в основу своих систем адаптации кладут сочетание аутогенной тренировки и контроля поведения. Так, например, Ю.Б. Темплер [34] разработал аутотренинг, состоящий из упражнений по формированию определенного ритма жизни (ритма движений, чтения, разговора, мышления); активное использование природы и искусства; мобилизации веры, воли и воображения, а также овладение приемами психологической защиты.
Надо отметить, что приемы психологической защиты играют особую роль в профилактике и преодолении дезорганизации и дезадаптации психики, повышают ее устойчивость к критическим ситуациям, служат важным техническим способом выхода из них.
Психологическая защита может быть более или менее осознанной и выражаться в различных формах. Именно она лежит в основе многих рекомендаций, направленных на улучшение общения с людьми и предотвращения эмоционального стресса. В этом плане несомненный интерес представляют рекомендации Дейла Карнеги. [12]
Конкретными приемами психологической защиты являются: перенос, переключение, сравнение, изменение масштабов событий, накопление радости, мобилизация юмора, отчуждение, интеллектуальная переработка, «клин клином», разумный эгоизм, разрядка, использование интуиции, создание мысленного барьера, разного рода релаксации, самовнушение.
Среди техник самовнушения можно отметить метод СОЭВУС, разработанный академиком Г.Н. Сытиным и получившим достаточно широкое распространение в России. [33] СОЭВУС – это метод словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием человека. В его состав входят: исцеляющие настрои (тексты), принципы построения настроев, методика их усвоения и приемы самовнушения, а также пути использования данного метода в разных условиях и с разными целями.
Таким образом, в эмоционально стрессовых нагрузках следует видеть факторы, заключающие в себе двойственное влияние: с одной стороны – биологические, витальные моменты, затрагивающие эмоциональность в глобальном смысле; с другой стороны – психические реакции, направленность которых может заключать в себе, в зависимости от переработки, как патогенный, так и саногенный характер. Суммация этих двух сторон дает возможность рассматривать эмоциональные стрессовые нагрузки как фактор исключительного значения и полагать, что им, в наивысшей мере, присущи способность тотального влияния на организм и личность во всей совокупности его соматопсихических и психосоматических отношений. [35]
Еще по теме:
Особенности учебной деятельности в современной школе
В общей теории учения, основы которой были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Диствервегом, в нашей стране - К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким, П.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, а также крупне ...
Классификация видов психологического тренинга
Для классификации тренинга применяются различные основания: теоретическая ориентация конкретных программ, цели тренинга, уровень психической организации, на котором ожидаются изменения.
Одним из самых очевидных способов классификации явл ...
Характеристика основных методов социально-психологической диагностики и
особенности их применения в прикладной социальной психологии
Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на 2 группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.
К формализованным методикам относятся тесты, опросники, проект ...