Копинг-поведение и его связь с защитными механизмами

Материалы » Особенности психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей » Копинг-поведение и его связь с защитными механизмами

Страница 6

Далеко не всегда испытывающая стресс семья прибегает к копинг-поведению, предпочитая поведение защитное. Под психологической защитой понимают подсознательную систему моделей поведения, сформированную на основе жизненного опыта человека и ограждающую его от отрицательных эмоций страха, тревоги, возникающих на основе травмирующей информации из внешнего мира либо вследствие потенциально стрессогенных обстоятельств. Известные психотерапевты А.Я. Варга, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис описывают условия, при которых семья в трудных жизненных ситуациях склонна использовать, скорее, механизмы психологической защиты, чем сознательного совладания. Это наличие сильно мифологизированной семейной истории, плохо осознаваемые хронические конфликты, эмоциональная зависимость, непроясненные границы. Зачастую семья обладает в основном дисфункциональными стабилизаторами равновесия семейной системы [48]. По мнению А.Я. Варги, ими могут стать дети, болезни, нарушения поведения (например, цикличность супружеских измен и физического насилия). В некоторых семьях родители не ссорятся только тогда, когда ребенок болеет. Приступ астмы может возникать у ребенка, бессознательно усвоившего эту закономерность, при малейших признаках ссоры. Если он долгое время является стабилизатором семейной системы, отделение от родителей в подростковом возрасте происходит очень трудно и болезненно [10].

Существуют общезначимые факторы, стабилизирующие семейную систему и уменьшающие уязвимость семьи к стрессу. По данным зарубежных и отечественных авторов (Д. Брайт, Ф. Джонс, Д. Майерс, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис), к ним относятся: социальный и профессиональный статус, решение проблемы путем совладения, взаимная поддержка в семье и поддержка тех людей, с которыми связаны какой-либо деятельностью (супружеские пары без детей). В семьях с детьми-дошкольниками и школьниками важны религиозность (вера), поддержка окружения и приспособление к более широкой социальной группе, частью которой они себя ощущают. Семьи с подростками используют иные факторы: статус и доход, взаимная поддержка семьи и супруга (супруги), внутренняя сплоченность семьи, поддержка более широкой социальной группы. И наконец, семьи на стадии «пустого гнезда» подчеркивают защитную ценность совпадающих навыков, внутренней сплоченности семьи и поддержки окружения, с которым их связывает какая-либо деятельность [21].

Факторами устойчивости семьи к стрессу являются: общие задачи по воспитанию детей, наличие работы, удовлетворенность членов семьи своей деятельностью, совместные интересы и дела, разделение ценностей, в том числе духовных, любовь и верность друг другу, ответственность за семью, сексуальная гармония. Кроме того, большое значение имеют: умение членов семьи решать проблемы; налаженное общение; удовлетворенность взаимоотношениями и ролевой структурой в семье (наличие лидера лучше, чем ролевое равновесие в нашей культуре); социальная поддержка (чаще всего идущая «сверху вниз», в основном, от родителей к детям); хорошее здоровье; опора на себя и близких родственников.

В одном из исследований изучались семьи в ситуации совладания с трудными жизненными событиями. Оказалось, что для семьи не важно, являются ли они реально трудными, или только воспринимаются как трудные. В любом случае, они выступают как стрессоры и влияют на адаптивность функционирования каждого человека и семьи в целом. К нормативным стрессорам, или обычным ежедневным трудностям, исследуемые семьи отнесли трудности в следующих сферах (по значимости и частоте упоминания): материальное обеспечение; здоровье, воспитание детей; переездили смена жилья; межличностные отношения.

Успешность совладания семьи с трудностями связана со степенью удовлетворенности отношениями в семье и согласованности ценностных ориентации супругов. Это проверялось в исследовании 50 семей (в возрасте от 22 до 39 лет, со стажем семейной жизни от 3-х до 17-ти лет). Все они оценили свои межличностные отношения как в той или иной степени благоприятные при выраженной удовлетворенности браком. Измерение копинга проводилось при помощи опросника «Копинг-поведение в стрессовой ситуации» (Н. Эндлери, Д. Паркер, адаптация Т.Л. Крюковой). Зафиксировано значительное преобладание проблемно-ориентированного копинга по сравнению с эмоционально-ориентированным и копингом избегания во всех сферах осознаваемых семьей трудностей. Оказалось, что чем выше удовлетворенность взаимоотношениями в семье, тем больше выражен активный или ориентированный на решение проблем копинг. Однако у супругов со значительным сходством ценностных ориентации была установлена лишь тенденция к выбору сходных копинг-стратегий проблемно-ориентированной направленности. С возрастом супругов и стажем семейной жизни увеличивается выраженность эмоционально ориентированного копинга, а супруги в возрасте до 30 лет существенно чаще совладают с трудностями при помощи избегания (социального отвлечения, в частности). Интересным показался тот факт, что в семьях испытуемых выделились две яркие группы – это мужья, либо чрезвычайно успешно совпадающие с трудностями, либо вовсе не справляющиеся со стрессом. В то же самое время их жены совладают с жизненными трудностями во всех без исключения сферах на среднем уровне. Таким образом, половые и гендерные различия влияют на эффективность совладания и социально- психологической адаптации [21].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Формирование общей эмоциональной направленности
В юношеском возрасте, как правило, происходит формирование общей эмоциональной направленности личности, то есть закрепление иерархизации собственной ценности тех или иных переживаний. Эмоции играют важнейшую роль в формировании, закрепле ...

Психологические условия и характеристики заболеваний
В наши дни формируется новое отношение к здоровью. Оно приобретает более высокую ценность. Повышение статуса человека, рост внимания к его личностным характеристикам обусловливает необходимость углубления знаний о нем, внимания к его духо ...

Определение, понятие, компоненты темперамента
Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, можно заметить различия в их поведении. Одни - быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие - медлительны, ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru