Осознание причинности и проблема интерпретации собственного поведения
Интерпретация, в данном случае, выступает как способность индивидуального сознания вырабатывать определенные смысловые композиции, схемы, версии, мнения, объяснения. Следует отметить, что интерпретация не сводится к смыслу: «Она есть определенная совокупность или, точнее, композиция, пропозициональная (соотносительная с другими) система смыслов, значений, оценок, имеющая или не имеющая иерархии» [45, с.7]. Т.к. термин «интерпретация» определяется как толкование, трактовка, само явление интерпретации наделяется субъективностью, пристрастностью, редукцией к личному опыту [44],[45],[46]. Следовательно, интерпретация может выступать как личностно-психологический способ формирования отношения субъекта - к человеку, научной концепции, политической позиции, информации, вырабатывающийся в процессе рассуждения, или суждения завершающийся выводом или его объяснением [44],[45],[46],[20]. А.Н. Славская отмечает, что вывод – «это есть обобщение определенной версии» [45].
В психологии индивидуального сознания, по мнению А.Н. Славской, интерпретационная деятельность рассматривается как персонифицированный процесс, базирующийся на личностном знании, с ярко выраженным оценочным компонентом. Интерпретация выступает, как динамическая способность сознания адекватно выявлять новое положение личности в изменившихся обстоятельствах и определять его, «это - динамическая способность сознания, связанная с динамикой жизни» [45, с.8]. В результате интерпретационной деятельности у субъекта формируются, как отмечает В.А. Лабунская, интерпретационные гипотезы, установки, матрицы, схемы, которые выступают в роли «акцептора действия» и образуют у субъекта в ходе жизнедеятельности интерпретационные схемы, направляющие процесс интерпретации и оказывающие влияние «на его точность и адекватность, на уровень понимания» [20, с.13]. Т.о., интерпретация «становится все более осознанным актом, приобретающим черты образа-представления с разной степенью дифференцированности, обобщенности, устойчивости» (там же). Деятельность схем интерпритиции в индивидуальном сознании заключается в извлечении из контекста, иногда неопределенного, информации, данных, сведений, составляющих, факты, на основе чего субъект делает вывод – «создает свою композицию, версию, «сюжет», свое мнение» [20, с.92]. Важным в деятельности схем интерпретации является то, что они в отличие от чисто познавательного процесса «не имеет в виду истины» [20], а достигают удовлетворяющей на данный момент субъекта определенности, достаточно целостной картины действительности.
Схемы интерпретации формируются у субъектов на протяжении всей жизнедеятельности и потому могут различаться по содержанию, структуре, уровню анализа, что может определять различия в направлении интерпретации и влиять на её адекватность [20].
Относительно осознания поведения, определения его причин, в деятельности схем интерпретации особое значение приобретает позиция наблюдателя. Необходимость определения причин своих действий может стоять и перед индивидом совершающим их и перед индивидом наблюдающим за поведением со стороны. В каждом случае, отмечает Х. Хеккхаузен [57], локализация причин будет различной.
Различия заключаются не только в разных способах наблюдения, но и в информации разного рода – «прежде всего, различаются сами источники информации» [57, с. 17]. При внешнем наблюдении внимание направлено на протекание чужого действия, а то, что происходит в субъекте прежде, чем он приступит к действию и в ходе действия, недоступно восприятию. Потому регистрируются внешние результаты - наблюдаемого поведения: движения, экспрессивные проявления, речь - причины, которые относятся к действующему субъекту как их автору. Х. Хекаузен отмечает, «поскольку субъект, будучи индивидом, представляет собой нечто константное, то в качестве причин действия мы рассматриваем устойчивые личностные диспозиции (свойства) субъекта» (там же). Наблюдая собственное поведение, субъект видит ситуацию «как бы изнутри», его восприятие направлено на существенные особенности ситуации, на содержащиеся в ней возможности, сигналы, на все то, что определяет поступок. И потому с позиции субъекта в качестве причин поведения рассматриваются меняющиеся особенности ситуации, «а не диспозиции, побуждающие нас действовать так, а не иначе» (там же с.17). Различная локализация причин поведения объясняется, по мнению Х. Хекхаузена, также неодинаковым характером и объемом фоновой информации. Субъект действия лучше наблюдателя знает, что привело к данной ситуации, - «он знает предысторию», ему известны постепенные изменения и тенденции развития собственного поведения. Наблюдатель, как правило, не имеет подобной информации, он строит объяснение поступка «на восприятии момента, что исключает в качестве возможных причин внутренние изменения» (там же). Т.о., позиция, с которой происходит восприятие, навязывает нам односторонний подход к проблеме и локализацию причинности при объяснении поведения. При внешнем наблюдении, на котором обычно основывается объяснение поведения, действие осознаётся как обусловленное личностными диспозициями субъекта. При осознании действий самим субъектом акцент в объяснении причин переходит на особенности ситуации.
Еще по теме:
Взаимосвязь сексуальной сферы личности и типов привязанности
Эмоциональная и сексуальная сферы личности тесно взаимодействуют друг с другом, хотя их развитие было обусловлено различными эволюционными факторами. Проявления этих привязанности и сексуальности в поведении личности можно рассматривать в ...
Факторы формирования эффективного ИСД
ИСД может быть сформирован (по Мерлину) при условии существования в деятельности «зоны неопределенности» в выборе способов, приемов выполнения задач, форм временной организации деятельности. Если деятельность жестко регламентирована по сп ...
Мотивация педагогической деятельности
Человек, выбирая профессию, как бы «проецирует» свою мотивационную структуру на структуру, факторов, связанных с профессиональной деятельностью, через которые возможно удовлетворение потребностей. Чем богаче потребности человека, тем боле ...