Проблема гендерных различий в психологии
Иными словами, гендерная психология, с точки зрения психоаналитического подхода, асимметрична: фемининная идентификация по преимуществу родительская, тогда как маскулинная – гендерно-ролевая. В отличие от девочек, вырабатывающих гибкие личные идентификации со своими матерями, мальчикам нужна позиционная идентификация с разными аспектами обобщенной мужской роли. Многие психологи-представители этого направления, разделяющие идеи психоанализа, считали, что в глубинных слоях психики мужчин лежит потребность в компенсации их дистанционной позиции в репродуктивном акте. Еще Карен Хорни, как психоаналик-практик, указывала на это явление: "Когда начинаешь проводить сеансы психоанализа у мужчин после достаточно долгой практики у женщин, сперва просто поражаешься, как сильна зависть мужчин к беременности, деторождению и материнству, к женской груди и кормлению грудью" [45]. Иерархичность отношений мужчин и женщин и мужское доминирование, соответственно, объясняются следствием зависти мужчин к уникальности женской природы, проявляющейся в способности к деторождению. Определяющую роль в формировании личности ребенка приписывается доэдиповой стадии, когда ребенок с матерью находятся как бы в состоянии симбиоза. Материнское тело – это первое впечатление ребенка об окружающей его Вселенной, мать является единственным источником и удовольствия и боли-страдания. Поэтому дети независимо от пола вырастают с заложенным в подсознание двойственным образом матери и женщины вообще. Переживание первоначального симбиоза с матерью и последующего отделения от нее приводит к психологическим внутриличностным конфликтам во взрослой жизни. Психологический конфликт проявляется как столкновение желания "регресса", возвращения к раннему опыту переживаний зависимости от матери и потребности саморазвития как автономной личности. У мужчин внутриличностный конфликт между стремлением к зависимости от матери и автономией проявляется в сформировавшейся потребности отвергать и обесценивать женщину и наличии страха перед женщиной как объектом неосознанных желаний регресса. Психологические отличия, которые исследовал Фрейд в природе женщин (пассивность, дефицит сверх-Я, женский нарциссизм и др.), реально имеют место, но они результат того, что в нашей социальной системе именно женщины несут основную ответственность за заботу о ребенке в детстве. Мальчик, который в определенном возрасте начинает ощущать потребность отождествлять себя с отцом, должен главный упор делать на различении, отделении, отдифференцировании себя от матери. Отсюда - доминанта автономии и сепаратизма в мужской психологии и мировоззрении.
Получивший широкое распространение в 1960-1970-е годы в социальных науках полоролевой подход, опирался на структурный функционализм. Научная психология тоже ощутила на себе влияние этой концепции. Суть подхода заключается в том, что половые роли усваиваются в процессе социализации. Освоение половой роли предполагает наличие не только определенного типа поведения, но и конкретных личностных особенностей и даже всего образа жизни. Все это достигается благодаря воздействию агентов (институтов) социализации, которые формируют личность в соответствии с доминирующими культурными нормами, ценностями, образцами маскулинного и фемининного поведения, а также возможности субъекта интериоризировать предлагаемые культурные стандарты. Психологические исследования, проводимые в рамках полоролевого подхода, были ориентированы на поиск различий между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами в личностных характеристиках и особенностях поведения, порождаемых условиями социализации, и активно искали сферы деятельности, в которых им «положено» проявляться. Широкую известность получила теория Талкота Парсонса и Роберта Бейлза, рассмотревших дифференциацию мужских и женских ролей в структурно-функциональном плане. Оказалось, что и на макросоциальном (в рамках больших социальных систем) и на микросоциальном (в малых группах) уровне половые роли чаще всего взаимодополнительны: мужской стиль жизни является преимущественно "инструментальным", направленным на решение предметных задач, а женский – эмоционально-экспрессивным [24].
Доминирующей в настоящее время в гендерной психологии является парадигма социального конструирования гендера. В центре внимания приверженцев этого подхода находятся механизмы создания, воспроизводства и поддержания множественного гендерного неравенства. Гендер понимается как социально сконструированное отношение неравенства по признаку пола. Опирается эта научная ориентация на социальный конструкционизм – весьма популярную социально-психологическую концепцию, развиваемую американским психологом Дж. Джердженом и содержащую следующие теоретические положения. Знание о социальной жизни следует рассматривать не как "отражение" внешней реальности, а как "преобразование", трансформацию опыта в языковую реальность, "лингвистическую онтологию". Поведение человека следует рассматривать не как следствие неких неизменных законов, программ, а как результат ряда принимаемых им произвольных, свободных, автономных решений. Знание о социальном поведении (нормах, правилах и т.п.) и знание об этом знании следует рассматривать не как процесс накопления, а как процесс бесконечного исторического пересмотра, реинтерпретации в зависимости от меняющегося социокультурного контекста. Теория, в том числе в социальной психологии, есть не просто систематизация знаний, а средство преобразования действительности. Знание не может быть ценностно-свободным. Проблемы этики должны играть все большую роль в исследовании человеческого поведения [47].
Еще по теме:
Способы разрешения конфликтных ситуаций
По мнению специалистов в области разрешения конфликтов, стратегии взаимодействия, избираемые участниками конфликтной ситуации, становятся решающим фактором ее конструктивного преодоления [5, С. 77].
Стратегии поведения участников межличн ...
Особенности популярных и непопулярных подростков
Исследования популярных и непопулярные подростков, описание их характеристик в литературе достаточно скудны. Однако сами независимые понятия «популярный», «непопулярный» освещены в исследованиях (Е.О. Смирнова). Термин «популярность» отра ...
Проблемы в развитии личности детей, лишенных родительского попечительства
Такие проблемы имеются на каждом возрастном этапе.
Дошкольники — это часто дети, которые попадают в детские дома из специальных учреждений медицинского типа. В таких учреждениях дети воспитываются до трех, иногда до четырех лет. Эти дети ...