Теоретические подходы в определении самосознания

Материалы » Особенности самосознания юношей и девушек в подростковом возрасте » Теоретические подходы в определении самосознания

Страница 3

На основе рефлексивных факторов в последствие складывалась способность формировать более или менее четкие представления о самом себе. Это представления о своих качествах и возможностях, на основе которых складывался образ собственного «Я» (самосознание) и его эмоциональная оценка [7].

Самосознание – одна из самых сложных и самых субъективно важных задач. Ее сложность вызвана многими причинами:

1. Человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответствующие средства, а потом применять их;

2. Должен накопить материал для познания;

3. Всякое получение знаний о себе уже фактом своего получения меняет субъекта.

Выделяют следующие формы самосознания:

- человек осознает себя в самых различных контекстах своих проявлениях; имеет представление о строение своего тела;

- самочувствие: состояние тела, его функций, отношение к окружению, напряженность потребностей и многое другое. Оно дает общее представление о состоянии. В момент воображения потребности человек осознает не только то, что ему хочется есть, в его голове появляется суждение: «Я хочу есть». [40]

Самосознание может порождать такие психические образования, как чувство неполноценности, тщеславие, неумеренную гордость, необъяснимую тревогу, зависть, отсутствие покоя, неудовлетворенность и многие другие чувства, которые иногда терзают человека до такой степени, что он был бы согласен расстаться с теми преимуществами, которые дает самосознание. Имея ненасытное стремление к успеху, человек не может успокоиться ни на минуту. Пользуясь взаимной любовью – страдает от страха ее потери, имея деньги – часто думает, что их мало, а, сравнивая свои успехи с успехами другого, разочаровывается в себе.

Было бы идеально добиться такого уровня индивидуального развития, чтобы, развивая самосознание, усовершенствовать его возможности не внося этой ужасной платы за могущество, или хотя бы уменьшив ее до терпимого уровня [31].

Самосознание личности в различных его проявлениях – результат развития и становления личности в условиях, которые по-разному сказываются для каждого. Процесс развития личности предполагает постоянную трансформацию самооценки, самоуважения, самочувствия человека, другими словами – динамику его самосознания [45].

Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов – самооценки личности.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает для себя, он делает, вместе с тем, и для других и, может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот [45].

Самооценка часто служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает индивида преувеличить свои достоинства и преуменьшить недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом, по-видимому, повышается [22].

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействием окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию, и, в конце концов, может устроить межличностные конфликты. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности [45].

М. Розенберг, проводя фундаментальное исследование (1965-й год), изучал учащихся средних школ и установил, что высокая самооценка определяется заинтересованностью родителей в ребенке, внимании их к его успехам, достижениям в учебе. Р. Бахман (1970-й год) обнаружил связь высокой самооценки у старшеклассников с хорошими семейными взаимоотношениями. В это понятие он включал теплые отношения между членами семьи, наличие в семье совместной деятельности, участие детей в принятии решений на семейном совете. В. Куперский (1967-й год) выделяет три основных условия формирования у ребенка высокой самооценки:

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Роль добрачного периода в создании семьи
Психологи на протяжении многих лет пытались выяснить, каким образом люди выбирают брачного партнера. Однако единственным содержательным обобщением может стать признание того, что этот процесс намного сложнее, чем представляется на первый ...

Взаимоотношения «родитель — ребенок» в ситуации распада семьи
В сфере детско-родительских отношений фаза перестройки характеризуется изменением системы семейного воспитания с учетом новых реалий жизни семьи — трудовой занятостью матери и снижением меры участия отца в процессе воспитания. Изменения в ...

Конфликты в классном коллективе
Для классного коллектива характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru