Психофизический параллелизм Г.В. Лейбница
Психологические воззрения Лейбница стали важной вехой в разработке многих проблем психологии. В них постулировалась активная природа психического, непрерывно развивающегося от одного уровня к другому; было показано сложное соотношение между сознанием и бессознательным в динамике психической жизни; поставлена проблема соотношения интеллектуального и сенсорного в человеческом опыте, зависимости этого опыта от предваряющих его задатков и перспектив их реализации в реальных обстоятельствах, с которыми сталкивает человека жизнь. Его идеи о бессознательной психике, "малых перцепциях" и апперцепции прочно вошли в содержание предмета психологии.
Выдвигаемая рядом философов (Спиноза, Лейбниц, Шеллинг, Шопенгауэр, Фехнер) теория об отношении мышления и бытия; психического и физического, согласно которой процессы, происходящие в мышлении и бытии, строго соответствуют друг другу и со стороны материального содержания, и во времени, однако совершенно не взаимодействуют. «Оба вида процессов параллельны друг другу, а не взаимодействуют друг с другом» (Паульсен). В.Вундт говорит, что «все содержание опыта, принадлежащее одновременно и опосредствованному естественнонаучному и непосредственному психологическому способам рассмотрения, находится в таком отношении, что любому элементарному явлению из психической сферы соответствует аналогичный физический процесс». Часто понимают под психофизическим параллелизмом только «методическое правило, которое учит нас связывать психологическое исследование явлений сознания как таковых с физиологическим анализом сопутствующих им телесных отправлений и достигать благодаря этому двустороннего рассмотрения» (Риль и представители старой психологии).
Это система представлений, согласно которой психические и физические процессы являются связанными так, что всякое изменение в одном из них непосредственно (непричинно) отражается в другом. Возникновение психофизического параллелизма обязано идеям Б. Спинозы, Г. В. Лейбница и др. философов и ученых.
Однако истинным родоначальником психофизического параллелизма является Лейбниц, считавший, что взаимодействие между душой и телом невозможно из - за их абсолютной гетерогенности. Новый вариант психофизического параллелизма представил в 18 в. Гартли и его последователей, которые полагали, что психические явления соединяются параллельно вибрациям в нервном субстрате. Поскольку эти вибрации в свою очередь ставились в причинную зависимость от воздействия внешних физических тел, психическое трактовалось как производное от материального. В середине 19 в. психофизический параллелизм становится господствующей доктриной под влиянием открытия закона сохранения и превращения энергии, укрепившего взгляд на материальный мир как замкнутое каузальное целое. В этот период многие философы и психологи приходят к точке зрения, что сознание неотделимо от тела, но в казуальном отношении с ним не находится. Среди сторонников этой точки зрения имелись как материалисты, так и идеалисты.
Отрицая причинную связь между психическими и физическими процессами, психофизический параллелизм допускает наличие между ними непричинной корреляции (взаимосвязи). Один из первых ответов на этот вопрос как возможна такая непричинная взаимосвязь дал Лейбниц в своем учении о “предустановленной гармонии”. С точки зрения Лейбница, Бог синхронизировал психические и физические процессы в момент создания мира. Однако, описывая физические процессы и состояния, мы допускаем, что события, имеющие место “позже”, могут получить объяснение в терминах событий, имевших место “раньше”.
Психофизический параллелизм потерял кредит в связи с успехами эволюции биологии и психологии, теоретически и экспериментально доказавшими важную роль психических компонентов в регуляции и прогрессе жизнедеятельности. В 20 в. психофизический параллелизм попыталась возродить гештальтпсихология, которая описывала психические явления (гештальты) в виде структур, взаимно однозначно соответствующих нервным структурам, но причинно не связанных с ними.
Еще по теме:
Проявления и последствия застенчивости
Проявления застенчивости очень разнообразны: от физиологических симптомов до внутренних конфликтов и нарушений мыслительных процессов. Поведение застенчивого человека лишает его самого главного и необходимого в жизни - это социального и м ...
Профильное обучение как этап профессионального выбора
Одним из существенных факторов профессионального самоопределения является возраст, в котором осуществляется выбор профессии. Для возраста 13-15 лет характерно неоднородное социальное положение. С одной стороны ребенка продолжают волновать ...
Профессиональная деятельность и самоактуализация личности
Успешность профессионала помимо специальных знаний, умений, навыков связана с его личностными особенностями, стремлением к саморазвитию, самоактуализации.
Многие исследователи отмечают, что соответствие специалиста занимаемому рабочему м ...