Игра как средство развития творческих способностей человека
Игра имеет особое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, . Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего «человека» происходит, прежде всего - в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу. Детство рождает собственную культуру бытия ребенка. Значение игровой деятельности в культуре можно понять из потребности воспроизводства отношений человека к действительному миру, которые он в реальной ситуации осуществить не может, из потребности общения и обмена деятельностью и эмоциями. Игра имеет процессуальный и преходящий характер, ее цель - изменение личности. Игра является средством адаптации к культуре. Она готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни. В ней ребенок, прежде всего, учится быть человеком. Игра принципиально отличается от подражания. В игровой деятельности всегда присутствует воображение, которое не дает слиться с объектом подражания, сохраняет по отношению к нему определенную дистанцию. Дети, играя в войну, увлечены, верят, что «это так», что происходит бой, и в то же время знают, что «это не так», никого здесь не убьют. Подражая чему-то красивому, возвышенному, опасному, чему-то другому, чем то, что окружает, ребенок никогда не теряет представления об «обычной действительности». Игра и воображение неразрывно взаимосвязаны. По Л.С. Выготскому игра - это «общий корень» художественной деятельности ребенка. Дети всегда стремятся сочинять, сочинительство — это такая же деятельность воображения, как и игра. Игра выступает в качестве способа освоения им мира. В дальнейшем таким способом освоения мира становится учение, хотя игра и не исчезает полностью из жизни подростка. Игра обладает качествами, обращенными непосредственно к основным сущностным чертам человека; она выступает как своеобразное замещение реальной ситуации, как подлинно человеческая деятельность. Игра возникает с необходимостью в определенный период развития человека, и это непосредственно связано с задачами воспитания целостной личности.
Мир игры есть результат воображения, к этому приходит Гросс, исследуя детскую игру. Эльконин в отличие от Гросса полагает, что элемент фантазии, присутствуя в каждой игре, не отгораживает друг от друга творческую и приспособительную функцию игры, а наоборот, объединяет их, требуя от ребенка активной эмоциональной реакции на окружающий мир. Фантазия не просто присутствует в игре, она творит игру, она является важнейшим механизмом трансформации реальности в игровой мир.
Способность к игре и потребность к ней заложена в бытийной природе человека познающего, человека активно пропускающего окружающий мир через призму субъективных восприятий и представлений, через мир собственного воображения, продуцирующего разные игровые формы. Человек играющий есть человек создающий собственный мир, а следовательно, человек творящий. Будучи человеком творящим, если верить Н.Бердяеву, он превращается в существо подобное Богу. Человек - великое чудо творения, он создан «по образу и подобию Божью», а следовательно, создан свободным, в нем как в зеркале отражен весь мир, а точнее, он сам является целым миром, моделью всего, что создано «от века». «Человек - микрокосм, в нем дана разгадка тайны бытия — макрокосма»[24]. Поэтому тот, кто хочет понять мир должен понять человека, считает Бердяев. Игра - не безучастна к творчеству и не лишена его. Далеко не все, что создано человеческим гением, можно назвать игрой, но все, что создано человеком, есть результат его творческих усилий. Игра питает все иные сферы бытия, но не создает их. Человек умеет играть и испытывает потребность в игре в силу рефлексивной природы своего сознания проявляющейся в первую очередь в фантазии. Согласно традиционному пониманию, сложившемуся в психологии и философии к началу нашего столетия, фантазия — это способность создавать новые образы (а также воспроизводить образы, сохраняющиеся в памяти). Маленькая девочка, играя с куклой, воображает себя матерью и прекрасно знает, что все ее действия; — это «понарошку». Это разделение мира на «взаправду» и «понарошку» блестяще описал Эльконин, делая вывод, что там, где «взаправду» игры нет, она: - там, где, «понарошку». Играющая девочка воспроизводит материнские функции, воображая, фантазируя, создавая образ матери. Она сама творит свой игровой мир. То же можно сказать об актерской игре. Результатом сознательного удвоения мира становится и удвоение личности. «Животное не знает игры фантазии как общения с возможностями, оно не играет, относя себя к воображаемой видимости». Человек, как существо мыслящее и творящее, есть единственный субъект игровой деятельности, игрового сознания и игровых отношений. Котенок, играющий с бантиком, и котенок, лакающий молоко, - это один и тот же котенок. Ребенок, уныло ковыряющий ложкой манную кашу, и ребенок, оседлавший палочку, воображая себя, лихим наездником, - это два разных ребенка. Животное не играет в полном смысле этого слова. На наш взгляд, здесь целесообразно говорить не о наличии игры в ее подлинном воплощении, в ее специфике и самости, а о неких зачатках игры или, лучше, ее предпосылках, также как мы говорим о предпосылках сознания в животном мире в виде высокоорганизованной психики. Наверное, как психические процессы животного в результате эволюции трансформируются в мыслительную деятельность человека, его игровое поведение вырастает в самобытное, целостное, качественно определенное явление – игру. Человек, наделенный фантазией, это уже множество людей в одном лице, это возможность игры, ибо только у него есть способность превращать возможное в действительное, а невозможное делать возможным. Без эмоций невозможно познание истины. В своей субъективной реальности игра определяется связью с эмоциональностью. Игра служит, прежде всего, запросам чувства, именно поэтому дети часто легко разрушают то, что создали в процессе игры (замки из кубиков, сшитые наряды для кукол и т.д.): вещи сами по себе, их здесь не интересуют. И взрослые, и дети одинаково «не выносят», когда кто-либо в процессе игры начинает «баловаться», шутливо и игриво, а не «серьезно» относится к тому, что они делают. Установка на серьезность всецело определяется в игре интересами чувства - и этим она отличается от серьезности, которая сопровождает все остальные сферы бытия — труд, любовь, смерть и т.д. Игровая серьезность - это глубина чувств и переживаний, момент подлинности в рамках условного бытия. Играние как процесс и состояние души в своем чувственно-эмоциональном бытии связано с удовольствием. Игра есть тот вид удовольствия, который доступен всем, игры, как и удовольствия, могут быть «плохими» и «хорошими»; нести благо и зло, учить, лечить душу, помогать, а могут и обозлить, искалечить; каждый сам выбирает свои игры, а выбор определяется множеством факторов. Неизменным остается, только нацеленность игры на получение удовольствия. Игры без удовольствия не бывает, в то время как удовольствие без игры вполне достижимо.
Еще по теме:
Проблема адаптации ребёнка к д/у
С момента рождения ребенок выступает как биологическое существо, которое развивается затем в социальную личность. В условиях семьи у ребенка вырабатываются определенные привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно заданным у ...
Гендерная социализация как условие формирования гендерного дисплея в юношеском
возрасте
Каждый период жизни ставит перед человеком задачи развития, требующие для своего решения новых навыков и иного отношения. Большинство психологов утверждают, что подрастающее поколение неизбежно сталкивается с двумя важными задачами:
Дост ...
Сексуальная сфера личности
За последние 50 лет произошли огромные изменения в сексуальных установках. Однако недавние исследования говорят о том, что действительное сексуальное поведение может оказаться не таким свободным, как иногда предполагается. Понимание патте ...