Цели и способы управления вниманием в педагогическом процессе
2.1. Приемы, основанные на прерывании монотонии: например, замена слуховой информации на зрительную и наоборот; введение в урок элементов группового обучения и пр.
2.2. Обеспечение оптимального темпа и временных характеристик учебного занятия:
· Обеспечение оптимального группового и индивидуального темпа работы.
· Учет динамики внимания при составлении распорядка дня, планировании учебной недели и года.
· По данным Е.И.Кикоина, положительно влияет на работоспособность школьников введение 10-15 секундной задержки между получением учебного задания и началом его выполнения. Ученикам рекомендуется использовать это время для обдумывания стратегии решения задачи. Максимальный эффект достигается, если снабдить школьников необходимым набором правил и стратегий планирования работы, предложив выбрать оптимальные.
2.3. Обеспечение оптимального уровня активности учащихся: использование заданий и форм работы, которые пробуждают у учащихся чувство ответственности, возникающее как следствие высокой личностной мотивационной значимости задания, возможности принятия самостоятельных решений, активного воздействия на учебный материал, позиции источника информации или руководителя совместными действиями.
2.4. Приемы структурирования учебного материала:
· Повторение при объяснении узловых идей или понятий.
· Создание ожидания определенного впечатления (целевой установки).
· Создание ситуаций, когда некоторые действия учащихся внезапно прерываются и остаются незаконченными (“эффект незаконченного действия” заключается в стремлении человека такое действие завершить, что означает повышение активации по отношению к ментальному образу этого компонента деятельности, удержание его в центре внимания).
· Разбиение материала на части с самостоятельными инструкциями для каждой части.
· Всякая систематизация материала, вскрывая его внутренние отношения и взаимосвязи, расширяет объем внимания и облегчает усвоение. Поэтому логически стройное изложение составляет существенную предпосылку для привлечения и удержания внимания.
· Переключение на следующий вопрос обсуждения облегчает исчерпанность предыдущей темы, подведение логического итога.
· Материал должен быть построен так, чтобы при ознакомлении с ним своевременно возникали те вопросы, на которые последующее изложение дает ответ.
· Сравнение как учебная задача вызывает необходимость распределения внимания и усиливает его сосредоточенность.
2.5. Приемы, основанные на учете субъективного содержания учебной задачи:
· Выполнение правила соразмерности требований учебной задачи и возможностей ученика (дифференциация учебных заданий).
· Опора при постановке учебного задания на мотивационные приоритеты учащихся, поиск возможности связать учебный материал с жизненными планами и перспективами старшего школьника (в том числе профессиональными).
· Внимание удерживается дольше на недостаточно автоматизированных и требующих текущего контроля действиях.
· Интенсивное внимание возникает при решении задач, связанных с изменением параметров объектов, когда учащиеся получают оперативную обратную связь о результатах своих воздействий.
· Использование специальных упражнений: проверка самостоятельно полученных решений и их оценивание по данным образцам; проверка заведомо неправильно решенных задач с целью обнаружения и исправления ошибки; проверка решения задач своих соучеников с оценкой качества.
2.6. Приемы, основанные на использовании специально организующих внимание инструкциях:
· Обеспечение осознания учащимся цели учебного действия: наличие соответствующих инструкций, указаний, объяснений и помощи.
Еще по теме:
Групповые методы работы с застенчивыми детьми
Групповой метод работы с застенчивыми детьми - лучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет смоделировать различные ситуации, связанные с контактом с другими людьми, с возможностью проявить себя на публике, в относительно без ...
Понятие диспозиционной системы личности
Диспозиционная концепция регуляции и саморегуляции социального поведения личности является одной из интегративных теорий личности. В ней объединены социологические, социально-психологические и общепсихологические характеристики личности. ...
Развитие речи в филогенезе
У современной науки есть основание полагать, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Предполагается, что эта форма речи, связанная с первобытным образным мышлением, существовала уже у людей второй межледниковой эп ...