Теория становления личности Э. Эриксона
Период начального школьного обучения
- это так же начало профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями каких-либо профессий.
И здесь Эриксон подчеркивает, существенна не только успеваемость в школе, но и поиск личных и коллективных целей, что является базой плодотворного участия в социальной, экономической и политической жизни.
Старший подростковый возраст и ранняя
юностьобразуют пятую стадию становления личности, время глубочайшего кризиса. Детство уходит, и этот внушительный этап приводит к образованию двух полюсов развития: на положительном - идентичность, на отрицательном - ролевое смешение. Цель подростка заключается в том, чтобы объединить все полученные познания о самих себе (какие из них сыновья, дочери, спортсмены, ученики и т.д.) и интегрировать данные обличия в личную идентичность, которая включает осознание, и прошлого, и будущего, которое логически вытекает из него. В основе идентичности по Эриксону можно выделить три элемента:
1. Юношам и девушкам следует чувствовать себя внутренне тождественно саму себе. В таком случае складывается образ самого себя, единый с прошлыми ощущениями и определяющийся в будущем.
2. Окружающие также должны чувствовать тождественность и целостность в личности, т.е. поддержка укрепившегося представления себя со стороны важных людей.
3. Уверенность молодых людей должна возрасти от того, что внутренние и внешние планы его тождественности совпадают. Их оценка себя должна подкрепляться путем межличностного общения с помощью обратной связи. По словам Эриксона, основная составляющая для успешной юности и достижения целостности развивается в детском возрасте. Это совокупность всех прошлых идентификаций ребенка; к ним прибавляются новые, так как выросший ребенок входит в новые социальные группы и приобретает новые мысли о себе. Тождественная идентичность личности, доверие к окружению, автономность, активность и компетентность помогают юноше решить основную задачу, которую ставит перед ним социум - задачу самоопределения, выбора жизненного пути.
Однако есть ряд причин, которые значительно тормозят развитие идентичности:
1. Влияние тех социальных групп, с которыми подростки себя ассоциируют (кинозвезды, артисты и т.д.). Это подавляем саму личность, и ограничивает идентичность.
2. Поиск идентичности может быть достаточно затруднен для конкретных групп общества: например, для женщин, когда их рассматривали как людей второго сорта, социальных меньшинств и т.д.
3. Резкие социальные, политические и технологические повороты вызывают ощущение неясности, тревожности и отрыва от мира. Они угрожают многим традиционным и обыденным ценностям, которые усвоены подростками еще в детском возрасте. Эти условия депривации, неумение достигнуть личной тождественности, влечет за собой кризис идентичности или ролевое смешение. Это всплывает в беспомощности при выборе карьеры или дальнейшего образования. Некоторые подростки переживают ощущение своей бесполезности, бесцельности, стараются как можно дольше не переходить во взрослую жизнь, нечеткое, постоянное состояние тревожности, чувство изолированности и отчужденности. Диффузность идентичности выходить наружу в агрессивном отторжении социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего круга общения молодого человека, в неприязни ко всему отечественному и завышении оценки иностранного, в порывах «стать ничем», если это последний способ самовыражения. Хорошее свойство, связанное с благополучным выходом из кризиса периода юности - верность, т.е. умение подростка быть честным по отношению к своим привязанностям и обещаниям, невзирая на неизбежные противоречия в собственной системе ценностей.
Еще по теме:
Теоретические тезисы для правового оценивания и правовой оценки
1. Определение понятия правовой территории оценивания
Социальные функции правовой системы определяют границы познавательной правовой территории, которая имеет свою структуру, включающую правовые явления и процессы, профессиональные право ...
Некоторые
психологические механизмы воздействия информатизации
Перенос навыков работы с информационных технологий на навыки традиционной деятельности может осуществляться с помощью аналогии и уподобления своей деятельности работе технического устройства.
В настоящее время предпринимаются активные по ...
Особенности общего интеллектуального и речевого развития ребёнка в
дошкольном возрасте
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуще ...