Основы коррекции общения детей в условиях детского сада
По определению А.А. Осиповой, «психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологических воздействий».[2]
Проблема коррекции на современном этапе получила довольно широкое распространение. В работах авторов по данной проблеме представлен довольно широкий спектр программ исправления недостатков психического и личностного развития (Богданович, 1994; Петрусинский, 1995; Карабанова, 1997 и другие). В работах А.А. Осиповой, Е.О. Карабановой определены основные принципы психологической коррекции:
¶ деятельностный принцип осуществления;
¶ единство диагностики и развития;
¶ единство возрастного и индивидуального развития;
¶ единство диагностики и коррекции развития.
Как показывают многочисленные исследования (Д.Б. Менджерицкая, 1948; Р.И. Жуковская, 1965; В.Г. Нечаева, 1968; Т.А. Репина, 1986; А.А. Рояк, 1988, и другие), разработка психолого-педагогических приемов эффективна лишь в реализации их в деятельности.
Ведущей в дошкольном возрасте выступает игровая деятельность. Общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры. В игре дети утверждают свои волевые и деловые качества, радостно переживают свои успехи и горько страдают в случае неуспеха.
В теоретической литературе игра рассматривается как:
1) особое отношение личности к окружающему миру;
2) особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;
3) социально-заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности;
4) особое содержание усвоения;
5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;
6) социально-психологическая форма организации детской жизни, детского общества.[3]
Все эти функции детской игры определяются ее психологическими особенностями, которые подробно изучались в исследованиях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконина и других ученых.
По выражению Л.С. Выготского «ребенок в игре всегда выше своего среднего возраста, выше своего повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя».[4]
Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Копируя взаимоотношения взрослых, ребенок осваивает правила, способы этого взаимодействия, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.
С изучением сущности игры, ее развивающей функции связано также изучение мотивационной сферы. Так С.Л. Рубинштейн отмечает, что «игра – это осмысленная деятельность, то есть совокупность осмысленных действий, объединенных единым мотивом».[5]
Л.А. Венгер, В.С. Мухина подчеркивают факт, что «в игровой деятельности развивается общение: игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение».[6]
Игра, являясь многоплановым образованием, порождает разные типы детских отношений. Так, сюжетные (или ролевые) детские отношения в игре обеспечивают процессуальную часть игры: развертывание ее сюжета и ролей, что представляет игровые отношения в «чистом» виде. По справедливому замечанию А.А. Рояк «сюжетные» отношения становятся для ребенка не менее реальными, чем любые другие отношения с детьми.[7]
Кроме сюжетных, в игре возникают и реальные отношения, обеспечивающие «деловую» часть – подготовку или перестройку процесса игры: выбор сюжета, распределение ролей, необходимых атрибутов. Они включают отношение каждого ребенка к сюжету, роли, к выполнению ролей другими детьми. На это обращали внимание Д.В. Менджерицкая (1929); В.П. Залогиня (1940); В.В. Лиштван (1947). Они называли эти отношения, в отличие от сюжетных, реальными.
Игра обычно рассматривается как один из видов деятельности (С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие). Однако, если интеллектуальные игры (конструктор, кубик Рубика и тому подобные) в «чистом виде» воспроизводят операции субъекта с объектом, то ролевые игры относятся с субъектно-субъектным. Ролевые игры, как основанные на отношениях данного рода, ближе всего именно к категории «общения». Можно сказать, что ролевая игра – это одновременно двойное общение: реальное и разыгрываемое (Н.П. Аникеева, 1994).
В ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения, в первую очередь – развитие рефлексии, поскольку в ней возникает реальная возможность контролировать, как выполняются действия, входящие в коммуникативную деятельность.
Еще по теме:
Эмоциональная сфера в подростковом возрасте
Младший школьный возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляцией ребенка.
Переживания ребенка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жи ...
Настроение, собственно эмоции и чувства
Из всех эмоциональных феноменов настроение является самым неопределенным, туманным, почти что мистическим. Например, в обыденном сознании оно часто понимается как хорошее или плохое «расположение духа», как настрой (наличие или отсутствие ...
Механизмы и модели агрессии
Существует несколько моделей агрессии, такие как: Морфологическая модель, Нейрональная модель, Биологическая модель, Социально-психологическая модель и психологическая модель. Далее я хочу по подробней расписать про каждую модель.
Морфол ...