Детско-родительские отношения на разных уровнях развития обществ
Если в постфигуративной культуре молодые люди, как бы не относились к старшему поколению, знают, что со временем станут такими же как они, то в кофигуративной культуре поколение родителей представляет собой прошлое, которое дети никогда не повторят.
Кофигуративное общество в простейшей форме – это общество, в котором отсутствуют деды (поколение "пра"). С удалением поколения дедов из мира, в котором воспитывается ребенок, его жизненный опыт сокращается на поколение, а связи с прошлым ослабевают. Нуклеарная семья, то есть состоящая только из родителей и детей, представляет собой очень гибкую социальную группу, каждое следующее поколение должно занимать новые жизненные позиции. В больших организациях, от которых требуется быстрая изменчивость исходя из существующих вовне условий, одно из социальных выражений изменчивости, гибкости, заключается в уходе на пенсию сотрудников. Устранение всех тех сотрудников, которые своей личностью, памятью, неменяющимся стилем отношения к молодым работникам укрепляют и поддерживают устаревшее, аналогично по характеру устранению дедов из семейного круга.
Подросток в кофигуративной культуре играет свою четко определенную и ограниченную роль перед младшими, возникает кофигурация, при которой те, кто служит примером, всего на несколько лет старше тех, кто у них учится.
Для постфигуративной культуры свойственен консерватизм в воспитании детей, так как младшими детьми занимаются более старшие дети, а младший ребенок очень близок к непосредственному прошлому своего воспитателя. При воспитании детей особое значение придается только некоторым возрастным периодам созревания ребенка.
В обществах, в которых в процесс воспитания включены специальные образовательные, воспитательные институты, культурные традиции значительно изменяются. Старшие дети отделяются от непрерывного усвоения традиционных умений, попадают под руководство учителей, которые владеют иным, новым, другим стилем и способом обучения. Естественно, что в таком случае младшими детьми занимается мать. Мать и отец, имея и другие обязанности, более требовательны к детям, менее терпимы с зависимым инфантильным положением детей. Но главное, что пример, который подают родители своим детям, сложен и требует усвоения большего числа навыков.
В кофигуративном обществе ребенок, выросший в нуклеарной семье, знает, что его родители отличаются от своих родителей и что, когда он вырастет, будет отличаться от своих.
В современных обществах этот прогноз дополняется другим: образование, полученное в детстве, частично подготавливает ребенка для членства в группах, отличных от семьи. Вместе взятое, - жизнь в изменяющейся нуклеарной семье и опыт, полученный в других группах, - приводит к осознанию ребенком того, что он живет в непрерывно меняющемся мире. Однако, живя в обществе с большой социальной мобильностью, молодое поколение, тем не менее, сталкивается с определенными ценностями, разделяемыми большинством взрослых двух старших поколений, и эти незыблемые убеждения воспринимаются некритически, точно также как в постфигуративном обществе. Дети воспитываются в духе установки на изменения в пределах неизменного, то есть ценности молодого поколения не могут качественно отличаться от ценностей старших, отличие рассматривается как угроза любым ценностям родительского поколения, "ценностям, утверждаемым с постфигуративным пылом". Но появление новых возможностей, новых технологий, форм социальных учреждений неизбежно ведут к изменениям в характере культуры, к возникновению новых механизмов изменения и передачи культуры, принципиально отличающихся от постфигуративной и кофигуративной.
Новую культурную форму М.Мид называет префигурацией. Дети в префигуративном обществе стоят перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им невозможно управлять, осуществляя изменения в одном поколении с помощью кофигураций, в рамках культуры, контролируемой старшими и несущей в себе много постфигуративных элементов.
При кофигуративных механизмах передачи культуры и широкое признание возможностей быстрого изменения, всегда есть взрослые, опыт которых больше, чем знания и опыт любого молодого человека. Когда же у молодых людей, имеющих возможность использования новых коммуникаций, компьютерных технологий и прочего, возникает общность опыта, которого не было и никогда не будет у старших. Появляется разрыв между поколениями, "он глобален и всеобщ". То есть старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга. Дети вырастают в мире, которого не знали старшие, но некоторые предвидели, что так будет. Они являются предвестниками префигуративной культуры будущего, в котором предстоящее неизвестно.
Еще по теме:
Исследование проблем тревожности в отечественной
психологии
В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характ ...
Виды межличностных отношений
межличностный отношение подросток
Межличностные отношения делятся на личные и деловые, эмоциональные и рациональные, официальные и неофициальные, координационные и субкоординационные.
Личными называют отношения, которые возникают между ...
Специфика медицинской профессии, как фактор формирования синдрома
эмоционального выгорания
Условия труда медицинских работников обладают некоторой спецификой, которая может быть значимой для формирования синдрома эмоционального выгорания.
В настоящее время медицина поднялась до уровня осознания биомедицинских проблем этическог ...